УДК 338


Киреева Екатерина Александровна, студентка магистратуры факультета Экономики и менеджмента Курского государственного университета по направлению «Экономика» магистерской программе «Учетно-аналитическое обеспечение бизнес-процессов в экономике»

e-mail: konisheva.katerina@yandex.ru


ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

(НА ПРИМЕРЕ ОАО «КУРСКАЯ ФАРМАЦИЯ»)


Аннотация: В статье дается краткая характеристика экономического положения ОАО «Курская фармация», определяется взаимосвязь понятий «конкурентоспособность» и «эффективность». На основе использования данных финансовой отчетности и путем расчета основных показателей эффективности приводится методика, позволяющая оценить конкурентоспособность исследуемой организации.

Ключевые слова: эффективность, конкурентоспособность, бухгалтерская отчетность.


Kireeva Ekaterina Aleksandrovna, the student of a magistracy of faculty of Economy and management of Kursk state university in the Economy direction to the master program "Registration and Analytical Ensuring Business Processes in Economy"

e-mail: konisheva .katerina@yandex.ru


ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF THE ORGANIZATION ON THE BASIS OF DETERMINATION OF LEVEL OF ITS COMPETITIVENESS (ON THE EXAMPLE OF JSC KURSKAYA FARMATION)


Summary: in article the short characteristic of an economic situation of JSC Kurskaya farmation is given, the interrelation of the concepts "competitiveness" and "efficiency" is defined. On the basis of use of data of financial statements and by calculation of the main indicators of efficiency the technique allowing to estimate competitiveness of the studied organization is given.

Keywords: efficiency, competitiveness, accounting reports.


Основным видом деятельности ОАО «Курская фармация» является розничная и оптовая торговля лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (92 % выручки) и оказание медико-социальных услуг (8% выручки).

Изменение актива и пассива баланса ОАО «Курская фармация» за период с 2012 по 2014 год представлено в таблице 1.


Таблица 1. Анализ активов и пассивов предприятия за период с 2012 по 2014 год*


Наименование показателя

На 31 декабря 2012 г.,

тыс.руб.

На 31 декабря 2013 г.,

тыс.руб.

На 31 декабря 2014г.,

тыс.руб.

Актив




1. Внеоборотные активы




Основные средства

1294

934

1587

2. Оборотные активы




Запасы

56734

71495

85845

Дебиторская задолженность

23815

23423

18836

Денежные средства

5915

8585

20674

Прочие оборотные активы

718

452

28

Пассив




3. Капитал и резервы




Уставный капитал

100

100

100

Нераспределенная прибыль (убыток)

- 33732

- 16166

- 13031

4. Долгосрочные обязательства




5. Краткосрочные обязательства




Заемные средства

30830


20000

Кредиторская задолженность

91278

120955

119901

Баланс

122108

104889

126970

*Источник: данные бухгалтерской отчетности ОАО «Курская фармация» [3]


Для предприятия характерно увеличение доли основных средств на 23 % по сравнению с 2012 годом, увеличение запасов и снижение дебиторской задолженности. Увеличение доли денежных средств в структуре баланса свидетельствует о повышении платежеспособности предприятия по своим обязательствам. За анализируемый период непокрытый убыток снизился более чем в 2 раза, что является положительной тенденцией. Размер кредиторской задолженности снизился, что также является положительной тенденцией.

Анализ основных экономических показателей предприятия на основании данных бухгалтерской отчетности ОАО «Курская фармация» представлен в таблице 2.



Таблица 2. Основные экономические показатели деятельности*


Показатель

Год

Темп роста, %

2012

2013

2014

2014 г.-2012 г.

Основные средства, тыс.руб.

1294

934

1587

122,6

Выручка, тыс.руб

426342

527157

592061

138,9

Себестоимость продаж, тыс.руб.

311573

379739

442627

142,1

Прибыль от продаж, тыс.руб.

3599

26412

11999

333,4

Чистая прибыль, тыс.руб.

13345

17566

3135

23,5

Рентабельность продаж, %

0,84

5, 01

2,03


Чистая рентабельность, %

3,13

3,33

0,53


*Источник: собственные расчеты автора на основании данных бухгалтерской отчетности ОАО «Курская фармация» [3]


Проведенные расчеты позволяют сделать вывод, что для общества характерно снижение прибыли и показателей рентабельности по сравнению с 2013 годом. Рентабельность продаж по всем исследуемым годам, кроме 2013 года, менее 5 %, поэтому предприятие можно считать низко рентабельным.

Понятия «эффективность» и «конкурентоспособность» тесно связаны между собой. Конкурентоспособность – это такая характеристика, которая позволяет оценить достигнутые результаты деятельности организации в течение определенного периода. Эффективность в узком смысле – это отношение затрат к результатам, а в широком – комплексный показатель, оценивающий степень достижения поставленных организацией целей (производственных, экономических, трудовых) при минимальных затратах. Таким образом, конкурентоспособность – это элемент, который может быть использован при оценке эффективности организации.

Для оценки конкурентоспособности будет использоваться количественный оценочный метод по сумме средневзвешенных арифметических групповых показателей конкурентоспособности. Методика оценки представлена в таблице 3.






Таблица 3. Комплексная оценка конкурентоспособности ОАО «Курская фармация» за период 2012-2014 г.*


Наименование блока

Показатели конкурентоспособности ОАО «Курская фармация»

Значение показателя

2014 г.

2013 г.

2012 г.

1 Эффективность процессов купли-продажи товаров и услуг (Эк.п)

1.1 Коэффициент рентабельности продаж (IR) = прибыль от продаж/выручка от продаж


0,0202

0,0501

0,0084

2 Финансовое положение хозяйствующего субъекта (Эф)

2.1 Коэффициент автономии (Kавт.) = собственный капитал/активы


0,1018

0,1532

0,3801

2.2 Рентабельность собственного капитала (Rа) = чистая прибыль/ средняя стоимость собственного капитала


0,242

1,09

0,397

2.3Коэффициент абсолютной ликвидности(Kа.л)= денежные средства/(заемные средства + заемные средства)


0,51685

-

0,096

2.4 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Kоб.) = выручка от продаж / средняя стоимость оборотных активов

4,72

5,071

4,89

3 Качество обслуживания покупателей на предприятиях розничной торговли (Эк.о.п)

3.1 Коэффициент завершенности покупки (Kз.п) = среднедневное количество совершенных покупок/ среднедневное количество посетителей


0,86

0,87

0,91

4 Оценка рыночного положения экономического субъекта (Эр.п.п)

4.1 Доля рынка (D)


0,4

0,47

0,54

4.2 Коэффициент соотношения площади предприятия к совокупной площади предприятий конкурентов (Kпл) = торговая площадь организации/торговая площадь конкурента

1,875

1,956

1,997

*Источник: собственные расчеты автора на основании данных бухгалтерской отчетности ОАО «Курская фармация» за 2012-2014 год


Получение частных и интегральных показателей по каждому блоку позволит нам выявить резервы или достижения в сфере важнейших направлений деятельности предприятия розничной торговли, а на этой основе подтвердить, скорректировать или изменить стратегию по каждому направлению деятельности.

Исходя из полученных расчетным путем данных таблицы 3, общий показатель конкурентоспособности будет рассчитываться по формуле 1:


(1)


где К – интегральный показатель конкурентоспособности; Эк.п. - эффективность процессов купли-продажи товаров и услуг; Эф – показатель финансового положения хозяйствующего субъекта; Э к.о.п. – показатель качества обслуживания; Э р.п.п. – оценка рыночного положения предприятия.

Эффективность процессов купли-продажи товаров и услуг находится по формуле 2:


(2)


где IR - коэффициент рентабельности продаж.

Эк.п. = 1*0,0202=0,0202 (2014 год)

Эк.п.=1*0,0501=0,0501 (2013 год)

Эк.п.=1*0,0084=0,0084 (2012 год)


Финансовое положение хозяйствующего субъекта оценивается по формуле 3:


(3)


где Эф – финансовое положение хозяйствующего субъекта, Кавт - коэффициент автономии; Ка.л. – коэффициент абсолютной ликвидности; Ra - рентабельность собственного капитала; Коб. - коэффициент оборачиваемости оборотных средств.


Эф= 0,22*0,1018+0,42*0,51685+0,18*0,242+0,18*4,72=1,1326 (2014 год)

Эф=0,22*0,1532+0,18*1,09+0,18*5,071=1,1425 (2013 год)

Эф=0,22*0,3801+0,42*0,096+0,18*4,89+0,18*0,397=1,0756 (2012 год)


Качество обслуживания покупателей на предприятиях розничной торговли определяется при помощи формулы 4:


(4)


где Эк.о.п. – качество обслуживания покупателей; Кз.п. – коэффициент завершенности покупки.


Эк.о.п.=1*0,86=0,86 (2014 год)

Эк.о.п.=1*0,87=0,87 (2013 год)

Эк.о.п.=1*0,91=0,91 (2012 год)


Оценка рыночного положения экономического субъекта рассчитываться по формуле 5:


(5)


где Эр.п.п. – оценка рыночного положения экономического субъекта; D – доля рынка; Кпл. - коэффициент соотношения площади предприятия к совокупной площади предприятий конкурентов.


Эр.п.п. =0,5*0,4+0,5*1,875=1,1375 (2014 год)

Эр.п.п. =0,5*0,47+0,5*1,956=1,213 (2013 год)

Эр.п.п. =0,5*0,54+0,5*1,997=1,2685 (2012 год)


Полученные значения интегральных показателей по каждому из блоков позволяют произвести расчет интегрального показателя конкурентоспособности по формуле 1.


К=0,3*0,0202+0,2*1,1326+0,25*0,86+0,25*1,1375= 0,732 (2014 год)

К=0,3*0,0501+0,2*1,1425+0,25*0,87+0,25*1,213=0,764 (2013 год)

К=0,3*0,0084+0,2*1,0756+0,25*0,91+0,25*1,2685=0,762 (2012 год)


В таблице 4 представлена классификация уровня конкурентоспособности розничных торговых предприятий.

Сравнив полученные значения интегральных показателей по каждому исследуемому году с классификацией уровня конкурентоспособности розничных торговых предприятий, предложенной Ялуниной Е.Н. (таблица 4), можно сделать вывод, что в 2012 и 2013 году ОАО «Курская фармация» была конкурентоспособна в среднесрочном периоде, а в 2014 году уровень конкурентоспособности снизился.

Исходя из данных таблицы 4, в настоящее время организация относительно конкурентоспособна в краткосрочном периоде, так как значение интегрального показателя конкурентоспособности находится в интервале от 0,65 до 0,74 [1, c.12] .



Таблица 4. Классификация уровня конкурентоспособности розничных торговых предприятий


Уровни конкурентоспособности предприятия торговли

Значение рассчитанного интегрального коэффициента конкурентоспособности предприятия

Абсолютно конкурентоспособное предприятие

1-0,99

Конкурентоспособное предприятие в долгосрочном периоде

0,85-0,98

Конкурентоспособное предприятие в среднесрочном периоде

0,75-0,84

Относительно конкурентоспособное предприятие (краткосрочный период)

0,65-0,74

Неконкурентоспособное предприятие

< 0,65

*Источник: Ялунина, Е.Н. Научно – методологический подход к оценке конкурентоспособности торговой организаций/ Е.Н. Ялунина// Известия Уральского государственного экономического университета. – 2006. - №4. - С.12-16.


Следовательно, для того чтобы ОАО «Курская фармация» в дальнейшем могла конкурировать на рынке необходимо принять меры по повышению ее конкурентоспособности.



Список литературы:

1. Ялунина, Е.Н. Научно – методологический подход к оценке конкурентоспособности торговой организаций [Текст]/ Е.Н. Ялунина// Известия Уральского государственного экономического университета. – 2006. - №4. - С.12-16.

2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области // Торговля [Электронный ресурс] – Электронные данные. – URL:

http://kurskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kurskstat/ru/statistics/enterprises/trade/

3. Центр раскрытия корпоративной информации // Карточка компании [Электронный ресурс] – Электронные данные. – URL: http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=11071.






Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2015 Екатерина Александровна Киреева