УДК 331.103.6


Чаплыгин Павел Владимирович, магистр направления подготовки «Управление персоналом» заочной формы обучения, Юго-Западный государственный университет

e-mail: keam@inbox.ru


РЕЗУЛЬТАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ: КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА


Аннотация: в статье рассмотрен опыт управления персоналом японского авто-концерна Toyota. Особое внимание уделено главным критериям оценки менеджеров. Приведены исторические и фактические данные по исследуемой компании.

Ключевые слова: эффективные способы управления трудом, определение способов повышения производительности, «выращивание человеческого капитала».


Chaplygin Pavel Vladimirovich, master of the direction of preparation «Human resource management» of tuition by correspondence Southwest state university

e-mail: keam@inbox.ru


PRODUCTIVE COMPANY MANAGEMENT: PERSONNEL POLICY


Summary: In article experience of human resource management of Japanese carmaker Toyota is considered. The special attention is paid to the main criteria of an assessment of managers. Historical and actual data on the studied company are provided.

Keywords: effective ways of management of work, definition of ways of increase of productivity, «cultivation of the human capital».


В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед предприятиями, организациями, фирмами встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности – поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед промышленными предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для организаций различных форм собственности – поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора.

На современном этапе развития рыночных отношений основным фактором, обусловливающим эффективность хозяйственной деятельности организации на рынке, является его обеспеченность высококвалифицированной рабочей силой. Деятельность, связанная с организацией и представлением услуг общественного питания, занимает одно из ведущих мест в сфере обслуживания и является одним из высокодоходных видов экономической деятельности.

В настоящее время становится очевидным, что успех приходит к тем организациям, которые опережают конкурентов на динамичных глобальных рынках благодаря новым ценностям коллектива. Новые традиции, моральные нормы формируют новое качество организации, присущую только ей организационную культуру [1].

Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические факторы управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников [4], что весьма наглядно можно продемонстрировать на примере компании Toyota.

В 2014 году продажи компании «Тойота Мотор» в России продемонстрировали рост на фоне 2013 года в размере 6,2% (181 103 автомобилей Toyota и Lexus), несмотря на нестабильность на рынке. Доля «Тойота Мотор» на российском рынке в 2014 году составила 7,3% (+1,1% на фоне 2013 года), что является лучшим показателем с момента основания компании в России в 2002 году. Отличный результат обусловлен уникальным позиционированием бренда Toyota в России на стыке премиального и массового сегмента, а также началом реализации стратегии омоложения бренда Lexus. Объем продаж автомобилей Toyota в России увеличился в 2014 году на 4,6% по сравнению с 2013 годом и достиг 161 954 единиц. Доля бренда Toyota на российском автомобильном рынке в 2014 году вернулась к установленной в 2008 году рекордной отметке и составила 6,5% [2].

Особое место в компании отводится кадровой политике, а именно философии управления персоналом, благодаря которой компания добивается высоких результатов уже многие годы.

Японская система управления – это синтез импортированных идей и культурных традиций. Для управленческой модели компании Toyota в целом и системы управления персоналом, в частности, характерна особая философия, в основе которой лежит ориентация не на технику и не на финансы, а, прежде всего, на людей.

По мнению некоторых исследователей, если коротко сформулировать суть стратегии Toyota, главная ее задача – выращивание человеческого капитала. Это предполагает атмосферу доверия и сотрудничества, поддержку и помощь, снятие барьеров между подразделениями. В компании поощряется инициатива и возможность каждого сотрудника участвовать в преобразованиях, новациях и улучшениях, готовность обучаться и отношение к обучению как способу развития. Стоит отметить тот факт, что компания никогда не приобретала другие предприятия, поскольку это могло создать больше проблем и испортить качество человеческого капитала.

Базовым принципом управленческого мировоззрения в компании является принцип отказа от наказания. В Toyota принято искать не виновного, а причины ошибки. Здесь считают, что если ученик не научился, то это значит, что виноват учитель – не научил. Этот принцип противоречит широко распространенной управленческой парадигме, согласно которой  начальник всегда прав. Toyota считается одним из самых надежных работодателей не только в Японии, но и в мире [3].

Компания действительно платит хорошую зарплату, хотя и не самую высокую в отрасли или в стране. Гораздо важнее, что в ней действует система пожизненного найма: рабочий приходит на завод и трудится на нем до пенсии, а иногда даже и до самой смерти. Этот принцип вообще широко применяется на многих японских предприятиях, и Toyota не является исключением. Однако на зарубежных предприятиях компании, в частности  в России, такая система не всегда срабатывает. Японский менталитет играет важную роль в формировании управленческого мировоззрения компании.  Для традиционной восточной деловой практики очень важны личные отношения, и Toyota – наглядный тому пример. Здесь принято, что информационные потоки свободно циркулируют, легко пересекают структурные и иерархические границы и распространяются за пределы компании, достигая поставщиков, покупателей и дилеров. Следует также отметить, что сотрудники компании, на самом высоком уровне отвечающие за сбыт, совещаются с дилерами и узнают о предпочтениях покупателей, приезжая к ним лично. Еще одной из особенностей кадровой политики Toyota заключается в том, что программам обучения с отрывом от производства компания предпочитает повышение квалификации на рабочем месте. Широко распространена практика, когда лучшие сотрудники выступают в роли наставников и передают свой опыт и ценности молодым. Главные критерии при оценке менеджеров – не результаты деятельности, а умение работать и учиться. В основе технологии управления Toyota лежит идеология «обучения», а не «командования», лидеры не отдают приказы, а обучают персонал. В компании действует «система предложений», введенная еще в 1950-ых годах, которая поощряет сотрудников фирмы, вносящих новые конструктивные идеи по совершенствованию производственного цикла и технологий.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансовый результат компании зависит от грамотного управления персоналом на всех участках производственного процесса.



Список литературы

  1. Железняков С.С. Современная теория организации: теория и практика (учебное пособие). Курск. гос. техн. ун-т. Курск, 2009. – 260 с.

  2. «Тойота Мотор» продемонстрировала позитивную динамику даже на падающем рынке в 2014 году [Электронный ресурс] URL: https://www.toyota.ru/news_and_events/2015/toyota-results.json (дата обращения: 05.11.2015 г.).

  3. Философия, ценности и история Тойота [Электронный ресурс] URL: http://www.slideshare.net/MKalinin/ss-32044174 (дата обращения: 05.11.2015 г.).

  4. Подосинников Е.Ю., Железняков С.С. Мотивация трудовой деятельности инженерно-технического персонала предприятия: измерение и анализ // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – Курск: Изд-во КГУ, 2015. – №3 (35). – 7 с. URL: http://scientific-notes.ru.

Ссылки



(c) 2015 Павел Владимирович Чаплыгин