УДК 159.923:378:001.891


Костерина Ирина Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент, Курский институт кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права

e-mail: kosterinaiv@mail.ru

Тел.: +7 (920) 261-31-40


САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ НАУКИ


Аннотация: В статье представлены философские воззрения от античности до современности, создающие предпосылки для становления понятия личностной самоактуализации как способности личности самостоятельного выстраивания стратегии собственной жизни, «создания» самих себя.

Ключевые слова: саморазвитие, самоактуализация личности, гуманистическая педагогика


Kosterina Irina Vyacheslavovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Kursk cooperation Institute (branch) of the Belgorod University of cooperation, Economics and law

e-mail: kosterinaiv@mail.ru


SELF-ACTUALIZATION OF PERSONALITY FROM THE POINT OF VIEW OF PHILOSOPHY OF SCIENCE


Abstract: The article presents the philosophical thought from ancient to modern times, which creates prerequisites for the emergence of the notion of personal self-actualization as the ability of the person independent of strategy building their own lives, "creation" of themselves.

Кey words: self-development, self actualization of personality, humanistic pedagogics


Идея саморазвития, самореализации, самоактуализации является центральной или значимой для многих современных концепций о человеке и неоднократно рассматривалась автором данной статьи с различных точек зрения [1,2,3,4,5]. В этот раз мы обратимся к идее саморазвития с точки зрения философской науки.

Человек издревле стремился понять самого себя, в том числе и для того, чтобы изыскать в себе силы для совершенствования. Подтверждение мы находим в философии античности [6], [7, с.535], [8]. Идеи древнегреческих философов позже найдут свое развитие в педагогической концепции Я.А. Коменского, который представлял воспитание как процесс, призванный решать три задачи – развить познание себя и мира, то есть обеспечить умственное развитие подрастающего человека; развить способность управлять собой, то есть способность к нравственному развитию; сформировать религиозное мироотношение. Философскими предпосылками к пониманию самоактуализации может стать и понятие Я.А.  Коменским становления человека как «возделывание» человеком себя, «усовершенствование своей души и тела» [9, с. 8].

Согласимся с современными исследователями педагогического наследия Я.А. Коменского, которые утверждают, что гуманизм его педагогики, прежде всего, заключается в том, что он утвердил новый, взгляд на учителя, видя смысл его деятельности в развитии у детей их собственной личностной активности. Именно самосовершенствование и является пусковым механизмом процесса личностной самоактуализации.

Еще одна педагогическая концепция, в центре которой стоит личность, создана в XVII веке английским философом и педагогом Дж. Локком. В трактовке проф. Куликовой Л.Н. целью воспитания Дж. Локк мыслил «развитие у ребенка способности сознательной саморегуляции, управления своим поведением и деятельностью, а затем, в определенной мере, и внутренними состояниями, что позволит ему достаточно рано выйти на сознательное самосовершенствование» [11, с. 198].

Интересны взгляды на воспитание И.Г. Песталоцци в части идеи саморазвития сущностный сил ребенка. По утверждению швейцарского педагога, обучение и воспитание должно развивать у ребенка самопознание и на него же опираться. «Познание себя является центральным пунктом, из которого должно исходить все обучение» [12, с. 331]. Сущность самопознания он видит как совокупность двух составляющих: познания своей физической природы и духовно-нравственного самоосознания – «познания своей внутренней самостоятельности, сознания своей воли добиваться собственного благополучия, сознания своего долга оставаться верным собственным взглядам» [там же].

Идея личности как главной ценности во многом определили подход к проблеме личностной самоактуализации, став одной из центральных в трудах И. Канта, который, в частности видел назначение человеческого рода «в наивысшем моральном совершенстве» [13, с.121]. Важное значение для человека имеют самопроверка и самоизучение: «Это изучение себя самого должно быть постоянным; […]мы должны постоянно внимать себе» [13, с.127]. По мысли И.Канта, человек выбирает для себя путь развития, определяя, какие качества других людей ему желательны, и назначая себе усилия по их развитию. Человеку, отмечал философ, «стоит тратить усилия на то, чтобы казаться кем-то иным, чтобы впоследствии стать таким» [13, с.298].

Н.А. Бердяев в своих трудах неоднократно подчеркивал, что «личность не есть готовая реальность», что созидание личности есть познание ею самой себя [14, с.297]. В этом тезисе мы видим основную философскую предпосылку к самоактуализации как постоянному процессу ревизии, а затем и сознательного усиления собственных возможностей: «Основная проблема жизни есть проблема изменения.… В связи с движением и изменением происходит переоценка» [14, с. 307].

Идея авторства человека в его развитии в отечественной философии «серебряного века» обсуждалась широко. Ценность наличия, а значит, и развития индивидуальность человека В.В. Розанов, скажем, подчеркивал через оценку творчества как феномена, присущего только человеку [15, с.50].

Нравственные усилия человека по самосовершенствованию подчеркивал и один из представителей экзистенциальной философии М. Хайдеггер, который описывал поиск экзистентности или становление человека, как осознание им своей сущности, как осмысление своей принадлежности к миру: «Человек блуждает… Он находится всегда на пути блуждания…» [16, с.21-24]. Все эти блуждания, безусловно, сопряжены с поступками. А поступок для человека важен своей «проекция внутрь», «рефлексией в наше сознание» [17, с.25].

В западной и отечественной философии точно подмечены те процессы, которые составляют сущность процесса самоактуализации: «жажда искания» (Г.С. Батищев) [15, с 105], «самоуправление человека, ставшего личностью» (Н.А.Бердяев), стремление разрешить противоречие между собой – желаемым, нужным в данных условиях, и собою – реальным.

Особый интерес к предмету нашего разговора имеют воззрения на личность советского философа Э.В. Ильенкова [19, с.393], который особое внимание уделяет способности человека «соотносить знания и его предмет, т.е. реальность, данную в созерцании». Если становление личности понимать как специфическую реальность, возникает проблема и вместе с тем необходимость в знании человека о себе и в соотнесении знания и предмета. Нам представляется, что вышеназванный процесс соотнесения знания и предмета и есть прообраз способности личности к самоактуализации.

Наконец, по мнению М.М. Бахтина, развитие человека «в горизонте личности» - это процесс, связанный с выбором и принятием самостоятельных решений, т.е. «перерешивание» своей судьбы [20]. Следуя логике рассуждений философа, к человеку нельзя применить «заочное завершающее познание», поскольку в человеке «всегда есть что-то, что только сам он и может открыть в свободном акте самосознания» [20, с.68].

Мы обратились к трудам некоторых философов, чьи воззрения, на наш взгляд, создали некие предпосылки для становления понятия личностной самоактуализации как способности личности самостоятельного выстраивания стратегии собственной жизни, «создания» самих себя, что в свою очередь, в современных социальных реалиях, в частности, для системы образования приобретает особую значимость.


Список литературы:

  1. Костерина, И.В. Из истории становления понятия «педагогическая поддержка личности в образовании» [Текст] / И.В. Костерина //Актуальные проблемы психологического знания в современном образовательном пространстве:  Материалы международной научно-практической и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. – Белгород, 2014. – С. 138-140.

  2. Костерина, И.В. Философские предпосылки становления понятия «самоактуализация личности» Текст] / И.В. Костерина, Т.Н. Селифонова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2014. – № 2. – С. 51-55.

  3. Костерина, И.В.Развитие у студентов способности к личностно-профессиональной самоактуализации: педагогическая поддержка [Текст] / И.В. Костерина// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Белгородский университет кооперации, экономики и права. Петропавловск-Камчатский, 2006.

  4. Костерина, И.В. Развитие у студентов способности к личностно-профессиональной самоактуализации: педагогическая поддержка [Текст] / И.В. Костерина // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Белгородский университет кооперации, экономики и права. Хабаровск, 2006.

  5. Костерина И.В. Специфика изучения гуманитарных дисциплин в вузе: аксиологический аспект [Текст]/ И.В. Костерина //
    Совет ректоров - 2013. -  № 9. - С. 33-36.

  6. Гераклит [Текст] // Фрагменты ранних греческих философов. – М.: Наука, 1989. Ч. 1

  7. Анаксагор [Текст] //Фрагменты ранних греческих философов. – М.: Наука, 1989. Ч. 1.

  8. Личность в воспитательной системе: общение и саморазвитие; ред. Л. Н. Куликова и др. – Хабаровск,1995. – 176 с.

  9. Коменский, Я.А. Избранные педагогически сочинения [Текст] / Я. А. Коменский: В 2 т. – М.: Педагогика, 1982. – Т.1.

  10. Чудновский, В.Э. Проблема становления смысложизненнных ориентаций личности [Текст] / В.Э. Чудновский // Психологический журнал. – 2004. – Т.25. №6. – С.5-11.

  11. Куликова, Л.Н. Идеи гуманизма и гуманизации образования в их историческом развитии: педагогический взгляд [Текст] / Л.Н. Куликова. – Хабаровск,2003. -323с.

  12. Песталоцци, И.Г. Письма г-на Песталоцци г-ну Н.Э.Ч. о воспитании бедной сельской молодежи [Текст] // Педагогическое наследие: Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. – М.: Педагогика, 1988.

  13. Кант, И. Критика чистого разума [Текст] / И. Кант. – М., 1994

  14. Бердяев, Н.А. Смысл творчества [Текст] / Н.А. Бердяев // Философия свободы. Смысл творчества. – М.,1989.

  15. Розанов, В.В. Сумерки просвещения [Текст] / В.В. Розанов. – М., 1990

  16. Хайдеггер, М. Работы и размышления разных лет [Текст] / М. Хайдеггер. – М.,1993

  17. Библер, В.С. Нравственность. Культура. Современность [Текст] / В.С. Библер – М.: Знание, 1990. – 62 с.

  18. Батищев, Г.С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения [Текст] / Г.С. Батищев // Вопросы философии. – 1995. –№3. – С.95-129.

  19. Ильенков, Э.В. Философия и культура [Текст] / Э.В. Ильенков – М.: Изд-во политической литературы, 1991. – 464 с.

  20. Бахтин, М.М. Философия поступка [Текст] / М.М. Бахтин. – М., 1989.


Ссылки



(c) 2015 Ирина Вячеславовна Костерина