УДК 338.3.01


Зуева Елена Валентиновна, магистрант 1 курса факультета экономики и менеджмента Курского государственного университета, направление подготовки «Финансы и кредит», программа «Финансы корпораций»

e-mail: elena.zueva.94@mail.ru


Научный руководитель – Конорев Виктор Васильевич, к.э.н., доцент кафедры учета и финансов Курского государственного университета


ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация: в статье рассматриваются основные факторы, определяющим устойчивое развитие коммерческой организации при осуществлении ее основной деятельности. Описаны задачи финансовой стратегии в коммерческой организации.


Ключевые слова: финансовая стратегия, бюджетирование, финансовое планирование ресурсов, финансовый план.


Zuyeva Elena Valentinovna, undergraduate of 1 course of faculty of economy and management of Kursk state university, direction of preparation "Finance and credit", Finance of Corporations program

e-mail: elena.zueva.94@mail.ru


The research supervisor – Konorev Victor Vasilyevich, Candidate of Economic Sciences, the associate professor of the account and finance of Kursk state university


FINANCIAL STRATEGY OF THE ENTERPRISE AND POSSIBILITY OF ITS REALIZATION


Summary: in article major factors, defining a sustainable development of the commercial organization at implementation of its primary activity are considered. Problems of financial strategy in the commercial organization are described.


Keywords: financial strategy, budgeting, financial planning of resources, financial plan.


Важнейшим элементом, определяющим успех коммерческой организации на рынке, является способность фирмы заранее определять, какой объем продукции планировать к выпуску, какие планы сбыта составить, как провести контроль за их исполнением.

В условиях неопределенности среды и влияния различных рисковых факторов и жесткой конкуренции, присущей рыночной системе хозяйствования, финансовая стратегия становится основным фактором, определяющим устойчивое развитие коммерческой организации при осуществлении ее основной деятельности.

Финансовая стратегия и бюджетирование в его составе позволяет предприятию на основе ресурсных возможностей спроектировать оптимальную стратегию производства и реализации товаров и услуг на конкурентном рынке. Наиболее качественное развитие финансов фирмы возможно только при эффективном финансовом планировании ресурсов, за счет которых предполагается осуществлять свою деятельность.

Ряд финансовых плановых решений распространяется на длительную перспективу. В качестве примера можно привести такие решения, как формирование плана инвестиций, формирование трудового коллектива, определение тенденций развития ассортиментной политики. Данные типы решений определяют деятельность предприятия на стратегический период развития и должны быть отражены в системе долгосрочного планирования, где уровень конкретизации поставленных задач не является столь значимым.

На большинстве российских предприятий в настоящее время доминирует краткосрочное финансовая стратегия, которое отличается высокой детализацией. Это может быть объяснено тем, что за краткосрочный период (обычно календарный год), происходят все основные сезонные колебания конъюнктуры рынка. Более детально годовой финансовый бюджет можно разбить на месячные или квартальные бюджеты.

Современные специалисты в области планово-экономической деятельности выделяют следующие критерии необходимости наличия финансовой стратегии в коммерческих организациях:

1) финансовый план позволяет сформировать целевые установки для активизации активности предприятия на конкурентном рынке;

2) финансовый план позволяет оценить критерии эффективности любого внедряемого проекта на предприятии;

3) при помощи финансовой стратегии можно привлечь средства от внешних инвесторов, доказав им привлекательность инвестирования.

Рассматривая коммерческие организации по своему размеру, следует отметить, что у крупных предприятий имеются большие финансовые возможности для осуществления финансовой стратегии (можно привлечь более квалифицированных специалистов, провести автоматизацию финансовой и плановой работы).

В мелких и средних предприятиях возможности финансовой стратегии существенно ограничены, у таких предприятий, как правило, гораздо меньше ресурсных возможностей для организации эффективного финансовой стратегии. Следует отметить, что для таких предприятий финансовая стратегия даже более важно, чем для крупных компаний, поскольку среда функционирования этих предприятий имеет большие черты рискованности и уровня неопределенности.

Современные ученые признают задачами финансовой стратегии в коммерческой организации следующие:

– формирование ресурсной базы для всех хозяйственной деятельности организации (основной, инвестиционной и финансовой);

– выявление резервов роста прибыли как за счет сокращения непроизводительных расходов, так и за счет извлечения дополнительных доходов;

– формирование грамотных финансовых отношений с клиентами, бюджетом, инвесторами;

– определение путей эффективного вложения капитала, оценка качества использования финансовых ресурсов;

– соблюдение интересов собственников и инвесторов;

– формирование системы эффективного контроля за финансовыми показателями развития коммерческой организации.

Финансовый план в качестве одной из основных задач предполагает формирование ресурсной базы для проектного финансирования. Этому обычно дается следующее объяснение:

1) при помощи финансовой стратегии формируется баланс между проектами и финансовыми возможностями предприятия, что позволяет выбрать приоритетные проекты для финансирования.

2) элементы финансовой стратегии связаны со всеми направлениями работы предприятия причем возможно формирование обоснованных показателей предпринимательского плана по таким элементам как: производство продукции и услуг, НТР, обновление основных производственных фондов, повышение уровня ресурсоотдачи, капитального строительства, материально-техническое обеспечение, рост производительности труда, повышение объемов прибыли и рентабельности, формирование рациональной системы материального стимулирования и т.п.

Можно сделать вывод, что финансовая стратегия непосредственно влияет на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта через определение рациональных проектов для реализации и определение источников их финансирования. Кроме того, финансовая стратегия позволяет рационально использовать все виды ресурсов предприятия (трудовые, материальные и финансовые).

Следует отметить, что важным фактором в составлении финансовой стратегии признается фактор времени. Если разработчик финансовой стратегии может исследовать большее количество альтернатив развития бизнеса, то финансовый план получается расширенным и всесторонним. Если же плановые решения принимаются в условиях дефицита времени, то существует опасность того, что важные возможности развития бизнеса будут упущены вообще или недостаточно обоснованы, что приведет к недополучению прибыли или даже к убыткам коммерческой организации.

Рисковые факторы, в частности непредсказуемость ряда элементов внешней среды, снижают эффективность планирования, однако деятельность коммерческой организации наудачу, без целевых ориентиров и установок, с гораздо большей долей вероятности приведет к краху.



Список литературы:

  1. Брусов, П. Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование : учеб. пособие / П. Н. Брусов, Т. В. Филатова. – М.: КНОРУС, 2012. – 226 с.

  2. Конорев, В.В. Концептуальная модель комплекса менеджмент-маркетинг промышленных предприятий региона // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия Экономика и управление. – 2013. - №1. – С.77-81

  3. Чалдаева, Л.А. Экономика предприятия : учебник для бакалавров / Л. А. Чалдаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2013. – 410 с.

4


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2015 Елена Валентиновна Зуева