УДК 330.322.14


Подосинников Евгений Юрьевич, кандидат политических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления Курского государственного университета, старший казначей Управления Федерального казначейства по Курской области

e-mail: podosinnikov_e_u@mail.ru

Мутылина Кристина Олеговна, студент 3 курса факультета экономики и менеджмента Курского государственного университета

e-mail: o.mutilin2010@yandex.ru


ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: в статье затрагиваются актуальные вопросы формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами на современном этапе развития. Приводятся региональные данные по Курской области – фактологические и статистические, отражающие состояние проблемы. В статье используются ведомственные данные Управления Федерального казначейства по Курской области.

Ключевые слова: государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет», бюджетное планирование, Сводный реестр.


Podosinnikov Evgeny Yuryevich, the candidate of political sciences, the associate professor of management and public and municipal administration of Kursk state university, the senior treasurer of Management of Federal Treasury across Kursk region

e-mail: podosinnikov_e_u@mail.ru

Mutilina Kristina Olegovna, student of the 3rd course of the faculty of Economics and management, Kursk state University

e-mail: o.mutilin2010@yandex.ru


EVOLUTION OF THE CONTROL SYSTEM OF PUBLIC FINANCE IN KURSK REGION


Summary: in article topical issues of formation of a common information space and application of information and telecommunication technologies in the sphere of management of public finance at the present stage of development are raised. Regional data on Kursk region – the factual and statistical, reflecting a state problems are provided. In article departmental data of Management of Federal Treasury on Kursk region are used.

Keywords: the state integrated information management system public finance "The electronic budget", budget planning, the Summary register.


С вступлением в силу 27 декабря 2013 г. Приказа «О создании и ведении Единого портала бюджетной системы Российской Федерации» [9] начал более тщательно обеспечиваться принцип прозрачности, транспорентности и подотчетности в деятельности органов государственной и муниципальной власти, а также произошло существенное повышение качества финансового управления механизмами бюджетного процесса за счет функционирования единой информационной системы менеджмента в сфере управления общественными финансами и использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Вышеназванный закон закрепил необходимость создания и ведения единого портала бюджетной системы Российской федерации. Выполнение этой задачи было возложено на Федеральное Казначейство, которое в срок до 1 января 2015 года ввело портал бюджетной системы в промышленную эксплуатацию. В связи с этим можно сказать, что с момента создания системы ее оператором выступает Казначейство Российской Федерации (Приказ Минфина РФ от 24 ноября 2011 г. № 433) [2].

В стратегической карте Казначейства России на 2013-2017 гг. [10] поставлена долговременная цель по формированию единого информационного поля для финансовой деятельности публично-правовых образований России.

В рамках создания системы «Электронный бюджет» (далее – ЭБ) обеспечивается автоматизация процессов по следующим направлениям: бюджетное планирование; управление доходами; управление расходами; управление закупками; управление долгом и финансовыми активами; управление нефинансовыми активами; управление кадровыми ресурсами; управление денежными средствами; учет и отчетность; финансовый контроль [6].

Единый портал бюджетной системы России расположен в сети Интернет, адрес: www.budget.gov.ru. Данный общероссийский официальный сайт содержит более 70 Интернет-страниц с информацией о бюджетной системе и бюджетном устройстве Российской Федерации, бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, на портале присутствует информация о государственной поддержке юридических и физических лиц, государственном секторе и его структуре, финансовом состоянии публично-правовых образований, их активах и обязательствах, показателях бюджетной отчетности и другие данные [5].

На официальном портале предусмотрены инструменты для оценки общественного мнения и размещены открытые данные. Для удобства работы предусмотрен конструктор данных с возможностью выгрузки пользователем сведений в используемые им информационные системы.

Система ЭБ предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчётности деятельности государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также для повышения качества их финансового менеджмента за счёт формирования единого информационного поля и применения современных информационных технологий в области управления государственными и муниципальными (общественными) финансами [4].

Система ЭБ направлена на решение задач:

повышение доступности информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований, государственных и муниципальных учреждений, об их активах и обязательствах;

создание инструментов для взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, мониторинга достижения финансовых результатов реализации госпрограмм и программ, разрабатываемых и принимаемых органами местного самоуправления, непрограммных направлений деятельности, а также результатов, характеризующих объёмы и качество оказания государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций;

обеспечение размещения в открытом доступе информации о плановых и фактических финансовых результатах деятельности в сфере управления общественными финансами государственных органов и органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, других участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, получающих средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не являющихся участниками бюджетного процесса;
обеспечение интеграции процессов составления и исполнения бюджетов бюджетной системы, ведения бухгалтерского учёта, а также подготовки финансовой отчётности и другой аналитической информации публично-правовых образований, государственных и муниципальных учреждений;

усиление взаимосвязи бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд публично-правовых образований, размещения заказов на их поставку и выполнения государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;

обеспечение взаимосвязи реестров расходных обязательств с закреплёнными в соответствии с российским законодательством полномочиями публично-правовых образований [7].

Также внесены изменения в Концепцию создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (одобрена распоряжением Правительства от 20 июля 2011 года № 1275-р [1]).

Создание и развитие системы «Электронный бюджет» предлагается реализовать в три этапа:

первый этап (2011–2014 годы) – проектирование системы «Электронный бюджет», разработка подсистем бюджетного планирования, управления закупками и ведения реестров, технологических подсистем системы «Электронный бюджет» и единого портала бюджетной системы Российской Федерации, а также модернизация имеющихся информационных баз;

второй этап (2015–2017 годы) – разработка подсистем управления доходами, расходами, денежными средствами, долгом и финансовыми активами, учёта и отчётности, финансового контроля и информационно-аналитического обеспечения системы «Электронный бюджет», а также развитие подсистем, разработанных на первом этапе, и единого портала бюджетной системы Российской Федерации;

третий этап (2018–2020 годы) – разработка подсистем управления нефинансовыми активами, кадровыми ресурсами, развитие подсистем системы «Электронный бюджет», разработанных на первом и втором этапах, и единого портала бюджетной системы Российской Федерации [3].


Рис. 1. Электронный бюджет – часть электронного государства

Источник: Офи‪ци‪а‪льный cа‪йт Управления Федерального казначейства по Курской области‪ [Электрo‭нный реcурc] URL: http://www.kursk.roskazna.ru.


Количество просмотров портала в разы превышает запланированные показатели Государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» и за 2014 г. превысило 600 тыс. страниц.

Все подсистемы, компоненты, модули системы ЭБ будут безвозмездно предоставляться органам власти для реализации бюджетных правоотношений соответствующих публично-правовых образований. При этом размещаться данные подсистемы, компоненты, модули системы ЭБ должны на собственной инфраструктуре регионов и муниципалитетов соответственно. Регионы также могут рассматривать возможность создания на своей инфраструктуре облака для всех муниципальных образований, расположенных на их территории.

Рассмотрим региональные особенности внедрения системы ЭБ на территории конкретного региона – Курской области.

20 июня 2011 г. Распоряжением Правительства РФ № 1275-р утверждена концепция создания и развития государственно интегрированной информационной системы управления общественными финансами «ЭБ» [1]. Кроме того, в этом году Постановлением Правительства РФ № 658 утверждено Положение «О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» [3]. В данных нормативных актах определяются цели, задачи, основные направления данной системы.

В системе ЭБ структурно выделены десять подсистем:

  1. бюджетное планирование;

  2. управление расходами;

  3. управление доходами;

  4. управление денежными средствами;

  5. управление закупками;

  6. управление государственным долгом и финансовыми активами;

  7. управление нефинансовыми активами;

  8. управление кадрами;

  9. управление финансового контроля;

  10. ведение нормативной справочной информации [6].

По состоянию на декабрь 2015 г. в Курской области заканчивается этап формирования нового Сводного реестра участников бюджетного процесса, а так же юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее – Сводный реестр). Порядок ведения данного реестра утвержден Приказом МФ РФ от 23 декабря 2014 г. № 163н [11].

В новый Сводный реестр включаются:

все участники бюджетного процесса (всех уровней);

государственные (муниципальные) автономные и бюджетные учреждения;

государственные (муниципальные) унитарные предприятия, которым в соответствии с законодательством РФ предоставляются субсидии из соответствующего бюджета системы РФ.

По состоянию на ноябрь 2015 г. в новый Сводный реестр главных распорядителей бюджетных средств федерального уровня, Комитета финансов, финансовых органов муниципальных образований включено учреждений – 3073 (65,9 %), из них, в разрезе уровней бюджета:

федерального уровня – 124 из 197 (63 %);

регионального уровня – 189 из 409 (46 %);

муниципального уровня – 1714 из 2467 (69,5 %).

В рамках реализации концепции создания и развития государственно интегрированной информационной системы управления общественными финансами ЭБ, выявляются характерные затруднения:

невозможность вообще войти в систему ЭБ;

отсутствие возможности в заявке выбрать бюджет (Суджанский, Рыльский, Фатежский районы);

проблемы с сохранением заявки: вместо финансового органа в прикладном программном продукте автоматически экспортируется фамилия уполномоченного сотрудника организации.

В процессе работы возникают вопросы: по заполнению поля «Сведения об организации, выполняющей функции учреждения», иерархии финансирования и др.

Несмотря на объективные трудности, в некоторых муниципальных районах Курской области включение организаций составляет около 100 %:

Льговский – 100 %,

Курчатовский – 87 %,

Хомутовский – 83 %,

Конышевский – 95 %,

Золотухинский – 87 % [11].

В ближайшее время учредители муниципального уровня приступают к формированию ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг (ВПГМУ) и внесению изменений в базовые перечни государственных (муниципальных) услуг (БПГМУ).

И хотя органы Федерального казначейства не согласовывают и не утверждают перечни государственных (муниципальных) услуг, приказом Управления назначены сотрудники, уполномоченные на оказание помощи по формированию ведомственных перечней и внесению изменений в базовые перечни. Кроме того, о критических ошибках, возникающих в процессе этой работы, сотрудники Управления еженедельно сообщают в Федеральное казначейство.

Федеральные учреждения приступили к регистрации для работы в подсистеме «Управление закупками» системы ЭБ и уже получено указание Министерства финансов Российской Федерации о том, что те учреждения (федеральные), которые не зарегистрируются в этой подсистеме и не разместят там план закупок на 2016 год, даже, получив бюджетное ассигнование, осуществить процесс закупок не смогут.

Таким образом, создание и ведение единого портала бюджетной системы Российской федерации – это новый этап информатизации государственного управления России, ведущий к формированию единого информационного пространства финансовой деятельности участников бюджетного процесса РФ.



Список литературы:

  1. Распоряжение Правительства от 20 июля 2011 года № 1275-р (ред. от 30.06.2015) «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» // Собрание законодательства РФ, 01.08.2011, № 31, ст. 4773.

  2. Приказ Минфина РФ от 24 ноября 2011 г. № 433 «Об утверждении Положения об операторе государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» // СПС КонсультантПлюс (да‪та‪ o‭бра‪щени‪я – 13.11.2015).

  3. Постановление Правительства РФ от 30.06.2015 № 658 «О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (вместе с «Положением о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет») // Собрание законодательства РФ, 13.07.2015, № 28, ст. 4228.

  4. Борщик Н.Д., Волобуев С.Н., Подосинников Е.Ю., Пясецкая Е.Н. Эволюция систем управления городами Курского края в условиях постсоветской социально-экономической трансформации // Экономические науки. – 2015. – № 6 (127). – С. 42–49. ISSN 2072-0858.

  5. Железняков С.С., Егорова Е.Д., Подосинников Е.Ю. Основные направления реализации политики информатизации в сфере государственного управления общественными финансами // Приоритеты системной модернизации России и ее регионов [Текст]: сб. статей II Международной научно-практической конференции / Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2014. – 691 с. – С. 550–556. ISSN 978-5-903-219-44-5.

  6. Подосинников Е.Ю., Железняков С.С. Внедрение и развитие элементов государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в Курской области (монография) // Курск: Изд-во Юго-Западный государственный университет, 2014. – 107 с. ISBN 978-5-9905749-8-4.

  7. Подосинников Е.Ю. Особенности управления размещением заказов для муниципальных нужд Курской области как важнейшего элемента государственного регулирования расходования бюджетных средств (статья) // Орел: Изд-во Среднерусский вестник общественных наук, 2014. – №6 (36). – С. 69–74. ISSN 2071-2367.

  8. Пясецкая Е.Н. Развитие взаимодействия власти и населения в социосистеме города (статья) // Казань: Изд-во Казанская наука, 2014. – №10. – С.333–335. ISSN 2078-9955.

  9. Офи‪ци‪а‪льный cа‪йт Министерства финансов Российской Федерации. – ‪ [Электрo‭нный реcурc] URL: http://minfin.ru (да‪та‪ o‭бра‪щени‪я – 18.11.2015).

  10. Офи‪ци‪а‪льный cа‪йт Федерального казначейства России. –‪ [Электрo‭нный реcурc] URL: http://www.roskazna.ru (да‪та‪ o‭бра‪щени‪я – 13.11.2015).

  11. Офи‪ци‪а‪льный cа‪йт Управления Федерального казначейства по Курской области. –‪ [Электрo‭нный реcурc] URL: http://www.kursk.roskazna.ru (да‪та‪ o‭бра‪щени‪я – 12.11.2015).




Ссылки



(c) 2016 Евгений Юрьевич Подосинников, Кристина Олеговна Мутылина