УДК: 352.075

Пясецкая Елена Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и ГМУ, Курский государственный университет

e-mail: rjahovska@mail.ru


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ: РАЗВИТИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПУБЛИЧНОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ



Аннотация: В статье рассматривается профилактика коррупции в сфере оказания государственных и муниципальных услуг. Анализируется состояние разработки мер по противодействию коррупции, сделан вывод, что практика деятельности органов муниципальной власти является для населения показателем уровня коррумпированности.

Ключевые слова: коррупция, государственные и муниципальные услуги, коррумпированность органов власти.


Pyasetskaya Elena Nikolaevna., Candidate of Social Sciences, associate professor of management and State and municipal management, Kursk State University

e-mail: rjahovska@mail.ru


STATE AND MUNICIPAL SERVICES: DEVELOPMENT OF ANTI-CORRUPTION POTENTIAL OF PUBLIC ADMINISTRATION


Summary: The article discusses the prevention of corruption in the sphere of state and municipal services. Analyzes the state of development of anti-corruption measures, it concluded that the practice of the activities of the municipal authorities is a population indicator of the level of corruption.

Keywords: corruption, state and municipal services, government corruption.


В настоящее время борьба с коррупцией в современной России соответствует возрастающей потребности в эффективном управлении, хотя сохраняется высокий уровень коррумпированности органов власти. Антикоррупционная деятельность не сводится к борьбе с проявлениями коррупции, а заключается в урегулировании всех сторон жизни общества и государства, повышении его правовой культуры, борьба с правовым нигилизмом. Недостаточная успешность борьбы с коррупцией умаляет авторитет власти и подрывает доверие к ней со стороны общества.

Сейчас в правовой системе Российской Федерации насчитывается более 500 актов, связанных с антикоррупционной деятельностью, общефедерального, регионального или муниципального уровня.

Рассматривая практику коррупционного поведения как способ получения выгоды на основе взаимных услуг, использования должностной ренты, подкупа, мы можем сделать вывод, что в российском обществе коррупция основана не только на слабом правовом регулировании, негативных исторических традициях, но и восприятии ее обществом как определенной нормы взаимодействия власти и населения.

Очевидно, что практика деятельности органов власти, особенно на ближнем уровне муниципального сообщества, является для большинства граждан нашей страны показателем уровня коррумпированности. Мнение о состоянии данной проблемы формируется обществом на основе оценок, социальной диагностики.

Измерение качества и уровня коррупции в России является необходимой частью нейтрализации коррупционного поведения. Один из самых известных исследователей коррупции в России М.К. Горшков говорит о растущем в обществе запросе на борьбу с коррупцией, препятствующей модернизации российского общества [Горшков 2012]. Имеются серьезные исследования Антошина В.А., Колосовой Н.М. и Иванюк О.А., Хабриевой Т.Я. как высшего уровня коррупции, так и коррупционного поведения на социальном микроуровне, что дает представлении о коррупции как системном социальном явлении [Антошин 2012, Колосова и Иванюк 2011, Хабриева 2012].

Управленческие аномалии имеют высокую степень распространенности в государственной и муниципальной службе, что свидетельствует о ее аномийном состоянии. Необходимость системной борьбы с коррупциогенной коррекцией взглядов, ценностных ориентаций, норм поведения, стандартов взаимоотношений как в сфере государственного администрирования, так и в гражданском обществе очевидна на всех уровнях управления. Примечательно, что Д.А. Медведев по этому поводу заметил: «Речь идет об атмосфере в обществе: мы должны создать антикоррупционный стандарт поведения. Без этого ничего не выйдет» [Медведев 2008].

В рамках рассматриваемой проблемы взаимодействия государственных и общественных институтов в антикоррупционной деятельности следует выделить две основные группы причин, способствующих проявлению коррупции: низкий уровень правосознания и отсутствие действенных механизмов обратных связей общества и государства.

Низкий уровень правосознания граждан в немалой степени способствует распространению коррупции. Правосознание как сфера общественного, группового или индивидуального сознания связано с отражением правозначимых явлений и обусловлено правозначимыми ценностями, правопониманием, представлением должного правопорядка. Организация и проведение мероприятий по повышению уровня правосознания – сфера совместной деятельности государства и институтов гражданского общества. Она осуществляется через реализацию антикоррупционных образовательных программ, проведение независимой антикоррупционной экспертизы и т.д. В реализации антикоррупционной стратегии государства правовая культура участников правоотношении играет существенную роль, уровень которой во многом определяет содержание и эффективность регулятивной, воспитательной и охранно-защитной функций государства.

Другой причиной коррупции является слабая обратная связь граждан с органами государственной власти федерального, регионального и муниципального уровней, в том числе в сфере защиты их прав. Государство, с одной стороны, создает специализированные органы и должности для обеспечения взаимодействия (Общественная палата РФ, уполномоченный по правам человека), а институты гражданского общества, с другой стороны, способствуют упрочнению такой связи, представляя интересы своих членов.

Одним из блоков мероприятий противодействия коррупции Областной программы «План противодействия коррупции в Курской области на 2014 - 2016 годы», является совершенствование кадровой работы [Программа 2013]. К сожалению, вопросы набора на государственную и муниципальную службу, конкурсного отбора, продвижения кадров остаются в зоне повышенного коррупционного риска. Программа включает информирование населения о проводимой Администрацией кадровой политике через государственные СМИ и официальный сайт Администрации Курской области, однако данные мероприятия недостаточны. Следует обсуждать кадровые вопросы, расширить спектр взаимодействия с заинтересованными лицами, проводить городские конкурсы работ, инициатив с целью выявления наиболее способных людей из числа выпускников профильных вузов. Необходимо дальнейшее развитие портала государственных и муниципальных услуг, пока его услугами пользуется не более 20% населения региона, отсутствие контакта с чиновниками, прозрачные процедуры получения услуг снижают риск коррупционных действий [Доклад ОП 2012].

Исследование состояния разработки мер по противодействию коррупции позволяет сделать ряд выводов:

1. При выявлении сущности и особенностей коррупции в современной России было определено, что практика деятельности органов муниципальной власти является для большинства граждан нашей страны показателем уровня коррумпированности. Основными причинами коррупции являются как этические, так и правовые: противоречивость норм федеральных и региональных законов, отсутствие санкций за нарушение и неисполнение законов, их неопределенность. Социальная сущность коррупции гораздо шире ее правового понятия, общество воспринимает ее не только в качестве известных уголовному законодательству видов преступлений, но как различного рода злоупотребления и двойные стандарты при оказании муниципальных услуг.

2. Российское общество в целом, и муниципальное сообщество в частности, судя по результатам опросов, созрело до активной борьбы с корррупцией, препятствующей процессам модернизации. Однако существуют коррупциогенные факторы, препятствующие ее преодолению: отстраненность и непричастность населения от власти и чиновничества; изменения этических принципов публичных служащих, их деятельность в личных интересах.

3. Степень распространения коррупции на муниципальном уровне оценивается населением ниже, чем на федеральном и региональном. Наиболее коррумпированными считаются правоохранительные органы, разрешительная деятельность, здравоохранение, образование, строительство, ЖКХ, кадровая работа органов ГМУ. Необходимо считать эти сферы приоритетными и включить в соответствующие им проекты и программы блоки, направленные на противодействие коррупции на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

4. Муниципальные услуги, с одной стороны, снижают риск коррупции, так как являются стандартизированными и регламентированными, с другой стороны, сами являются новой средой для ее распространения за счет охвата наиболее коррупциогенных сфер деятельности. На наш взгляд, профилактические меры борьбы с этим социально-негативным явлением необходимо начинать именно с муниципальных услуг. В ходе работы было отмечено, что одной из самых значимых мер, предпринимаемых государством на федеральном уровне, является создание МФЦ, оценка эффективности деятельности которых уже сейчас позволяет говорить о положительной динамике, снижению коррупции. Однако проведенные исследования позволяют определить, что качество предоставляемых услуг не достигло еще такого уровня, который необходим и достаточен местному сообществу для обеспечения жизнедеятельности. Причиной тому служат межведомственные барьеры, перестраховка чиновников, требующих дополнительные справки, что дает новый виток роста коррупции.

5. С оказанием муниципальных услуг тесно связана проблема информационной открытости процесса и порядка оказания муниципальных услуг. Деятельность официальных сайтов органов местного самоуправления не соответствует современным требованиям, количество обращений граждан на них недостаточно для развития форм диалога власти и населения. Важный потенциал профилактики коррупции, заключающийся в открытой и прозрачной информационной политике органов власти используется пока очень слабо.

6. Среди приоритетных направлений антикоррупционной политики можно выделить качественные изменения профессиональной этики муниципальных служащих, их дополнительное профессиональное образование. Важнейшими условиями реального противодействия коррупции является контроль со стороны институтов гражданского общества. Необходима системная борьбы с коррупциогенными нормами и стандартами поведения как в сфере публичного администрирования, так и в гражданском обществе.

Подводя итог, можно заметить, что в условиях современной России принимается достаточно большое количество нормативных актов для борьбы с коррупцией. Однако конкретные меры по их реализации, особенно в сфере оказания муниципальных услуг, не всегда являются действующими.


Спи‪co‭к литературы:

  1. Горшков М.К. Российская коррупция в зеркале социологии // Антикоррупционер [Электронный ресурс] URL: http://www.anti-corrupcioner. ru/ (дата обращения: 17.08.2015)

  2. Антошин В.А. Роль этики профессионального развития в профилактике коррупции государственных и муниципальных служащих [Текст] / В.А. Антошин // Вопросы политологии и социологии. - 2012. №1(2). — с.76-82.

  3. Колосова Н.М. Иванюк О.А. Гражданское общество и государство в борьбе с коррупцией // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2011.- №10. - с.160-167

  4. Коррупция: природа, проявления, противодействие. Монография / отв. ред. Т.Я. Хабриева. – М.: Юрайт, 2012 - 412с.

  5. Медведев Д.А. Выступление на совещании в Кремле по проблемам противодействия коррупции. 19.04.2008. [Электронный ресурс] URL: ria.ru/Политика/›20080519/ 107720875.html (дата обращения 07.12.2014)

  6. Постановление Администрации Курской области от 31.12.2013 № 1060-па «Об утверждении областной антикоррупционной программы «План противодействия коррупции в Курской области на 2014 - 2016 годы» [Текст] // Курская правда, 16.12.2014. - № 3.

  7. Доклад Общественной палаты РФ «Об эффективности проводимых в Российской Федерации антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики за 2012 год» [Электронный ресурс] URL: https://www.oprf.ru/files/doklad_korrupciya.pdf (дата обращения 03.12.2014).





Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2015 Елена Николаевна Пясецкая