УДК 352


Пясецкая Елена Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и ГМУ, Курский государственный университет

e-mail: rjahovska@mail.ru

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ


Аннотация: статья посвящена исследованию эффективности механизмов взаимодействия муниципальных служащих и населения, развитие в современных условиях их ориентации на открытость и доступность.

Ключевые слова: муниципальные служащие, население, формы взаимодействия.

Pyasetskaya Elena Nikolaevna, candidate of social sciences, associate professor of management and State and municipal management, Kursk State University

e-mail: rjahovska@mail.ru


THE ANALYSIS OF THE INTERACTION BETWEEN THE LOCAL AUTHORITIES AND POPULATION


Abstract: the article is devoted to the study of the effectiveness of the mechanisms of interaction between municipal officials and the population, development in modern conditions of their orientation to openness and accessibility. 

Keywords: municipal employees, population, forms of interaction.


Анализ показывает, что отсутствие взаимного доверия между чиновниками и населением меняет социально-политическую и социально-экономическую обстановку. Эффективное функционирование органов власти возможно лишь при наличии развитой системы социальной коммуникации и взаимном обмене информацией о возможных путях решения проблем. Не менее важным является увеличение интенсивности потоков информации, что влияет на характер развития процессов социального взаимодействия.

В основе проблемы эффективного взаимодействия власти и населения лежит социальная активность. Основываясь на различных трактовках определения социальной активности и ее признаков, можно сформулировать следующее определение: социальная активность - это способность различных слоев населения к массовой и регулярной деятельности, направленной на социальные изменения позитивного или негативного характера [3].

Удовлетворенность граждан деятельностью и информационной открытостью Администрации г. Курска является важным показателем взаимодействия населения с властью. Показатели удовлетворенности населения качеством муниципальных услуг и деятельностью Администрации г. Курска по данным социологических опросов, проведенных администрацией города представлены на официальном сайте [4]. В целом, итоговая оценка удовлетворенности населения деятельностью Администрации города Курска, в том числе открытостью и прозрачностью информации, достигла в 2012 году 48,2 %. То есть положительную оценку дало менее половины опрошенных. Необходимо учитывать, что эти данные получены в ходе исследования, которое было проведено по заказу Администрации г. Курска, и достоверность данных относительна.

Весной 2015 г. в рамках подготовки дипломных работ группой студентов КГУ было проведено интервью 500 жителей г. Курска, в котором предлагалось оценить эффективность и реальное использование в практике деятельности органов МСУ форм участия в населения в самоуправлении.

Предпочтения эффективных форм МСУ населением распределились следующим образом: сходы граждан для решения местных проблем (21%), а о том, что эта форма воплощается на практике, уверены 18 % граждан; на втором месте стоят регулярные отчеты перед населением избранных лиц исполнительной власти и органов МСУ (15 %), на практике – 5 %; на третьем прямые телефонные линии с органами исполнительной власти и МСУ (14 %), на практике – 9 %. Перспективные консультативные формы обсуждения проектов и программ развития пока не пользуются такой популярностью у населения (8 %), однако возможность ими воспользоваться совсем удручает (2 %). То есть в вопросах совещательной демократии наше местное самоуправление находится в самом начале пути. Обращает на себя внимание большое количество ответов (19 %) о неиспользовании каких-либо форм взаимодействия местной властью.

Анализ применяемых практик общественного управления показывает: реальную пользу население видит в проведении сходов граждан по решению местных проблем, регулярных отчетах избранных депутатов перед населением, а также в организации прямых телефонных линий с органами власти и местного самоуправления, организации общественных приёмных. Однако реальное использование данных форм в реальной жизни города невысоко. А представительные формы участия в управлении вообще недооцениваются и считаются неэффективными (такие, как обращения в общественные организации и политические партии).

Еще хуже обстоит дело с консультативными формами взаимодействия. Обсуждения планов и проектов, отчетов о деятельности МСУ на официальных сайтах органов власти кажется довольно важным для опрошенных, однако используются они властными структурами в четыре раза ниже потребности населения. То есть деятельность официальных сайтов сводится преимущественно к информационному одностороннему взаимодействию, не предусматривающего полноценного диалога.

Таким образом, в ходе проведенного исследования по проблеме социального взаимодействия населения с представителями муниципальной власти был сделан вывод: в целом общение населения с органами власти отягощено отрицательным опытом.

Среди причин, препятствующих эффективному социальному взаимодействию населением определены: непонимание или нежелание понимать его проблемы, нежелание вовлекать их в дела, а тем более в желаемые формы участия в местном самоуправлении.

Для решения данных проблем, необходимо найти более реальные, чем существующие на сегодняшний день, способы взаимодействия населения и органов МСУ. Если опираться на мнение граждан, то для них эффективному социальному взаимодействию населения и местной власти препятствует: непонимание или нежелание руководителями понимать проблемы населения своего города; нежелание делиться информацией, вовлекать граждан в дела, а тем более в участие в местном самоуправлении; доверие к власти по-прежнему остается важной проблемой.

Органы МСУ преследуют: избирательные интересы (поддержка населения для сохранения власти); чиновничьи интересы (управление муниципальным образованием как управляемой системой); менеджерские интересы (использование не задействованных человеческих ресурсов).

Сейчас открытость и доступность стали стратегическими ориентирами развития государственной и муниципальной власти. Создание и внедрение механизмов эффективных коммуникаций местной власти и населения является первоочередной задачей. Такое взаимодействие может быть выгодно обеим сторонам, местное сообщество, вовлеченное во взаимодействие с властью, сможет решать насущные проблемы, так же это влечет улучшение жизни в целом, если органы местной власти сумеют активизировать население для решения конкретных интересов, можно будет говорить о налаживании взаимодействия между ними.

Выявленные тенденции взаимодействия подводят к выводу о признании коммуникативного диалога местного сообщества и структур публичной власти, ориентированной на него системы партнерства оптимальным вариантом для развития форм общественного самоуправления.


Список литературы

  1. Куриленко Е. Н. Проблемы регуляции профессионального поведения гражданских служащих в условиях внедрения электронных услуг //Экономика, Социология и Право – 2010. – № 12. – С. 126-128.

  2. Подосинников Е.Ю. Использование социальных стандартов как инструмента управления качеством жизни населения муниципальных образований Курской области // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2015. – № 3 (6). – С. 98-100.

  3. Пясецкая Е.Н Факторы формирования активности местного сообщества // Политика, экономика и инновации. – 2016. – № 1 (3).

  4. Официальный сайт Администрации г. Курска [Электронный ресурс] URL: http://www.kurskadmin.ru (дата обращения: 02.11.2015).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2016 Елена Николаевна Пясецкая