УДК 331.5.024.5


Зюкин Дмитрий Викторович, директор Курского техникума экономики и управления, к.э.н., доцент

e-mail: d-zykin@ya.ru

Овчаров Александр Сергеевич, магистр Курского института менеджмента, экономики и бизнеса, направление «Управление человеческими ресурсами»

e-mail: ovcharov_a_s@ yandex.ru

Миреев Алексей Сергеевич аспирант ФГБОУ ВПО Курская ГСХА

e-mail: mireev2014@yandex.ru


Анализ эффективности системы государственного регулирования рынка труда Курской области


Аннотация: современные механизмы регулирования занятости населения сегодня не в полной мере отвечают сложившимся экономическим условиям. Значительные затраты на реализацию региональных программ не дают желаемого эффекта, так как уровень безработицы растет, следовательно увеличивается доля граждан получающих пособие по безработице. Все ведет к дополнительной нагрузке на бюджет.

В статье проанализированы основные механизмы и объемы финансирования региональной программы «Содействия занятости населения в Курской области»

Ключевые слова: занятость, рынок труда, государственное регулирование, безработица, пособие по безработице, заработная плата.


Zyukin Dmitry Viktorovich, director of the Kursk technical school of economy and management, candidate of Economics, associate Professor

E-mail: d-zykin@ya.ru,

Ovcharov Alexander Sergeevich, master of Kursk Institute of management, Economics and business, the field of "human resource Management"

e-mail: ovcharov_a_s@ yandex.ru

Mireau Aleksei Sergeevich post-graduate student of FGBOU VPO Kursk state agricultural Academy

e-mail: mireev2014@yandex.ru


Analysis of the effectiveness of the system of state regulation of the labour market of the Kursk region


Summary: current mechanisms for regulation of employment of the population today do not fully meet prevailing economic conditions. Significant costs of the implementation of regional programmers does not give the desired effect, as the unemployment rate grows, and therefore increases the share of citizens receiving unemployment benefits. All leads to additional burden on the budget.
The article analyzes the main mechanisms and volumes of financing of the regional program «Assistance of employment of the population in Kursk oblast»

Keywords: employment, labour market, state regulation, unemployment, unemployment benefits, wages.


Эффективность государственного регулирования современного рынка труда определяется в большей степени решением проблем занятости и безработицы. В каждом регионе спрос и предложение зависит от целого ряда факторов, среди которых: развитие экономики, инвестиционный климат, миграционные потоки, демографическая ситуация, роль государственных властей в решении проблем занятости.

У государства есть широкий спектр инструментов для регулирования и повышения эффективности рынка труда и занятости населения. В последнее время практически во всех регионах разработаны региональные программы регулирования занятости населения. Для Курской области особую роль играет программа «Содействие занятости населения в Курской области» [4].

Приоритетные направления данной программы направлены на повышение эффективности регулирования регионального рынка труда. Особое место в программе отведено обеспечению государственных гарантий по содействию занятости населения.

Немало внимания в программе уделено социальному партнерству, улучшению условий труда, снижению травматизма и других рисков в процессе занятости населения.

Согласно данным комитета труда и занятости Курской области средняя заработная плата в 2015 году сформировалась на уровне 23,1 тыс. руб., что на 8,9 % больше, чем в 2014 году (таблица 1).


Таблица 1 – Уровень заработной платы в отраслях экономики Курской области

Показатели

2014

2015

Целевые показатели по 2015 году

Достижение целевых показателей в 2015 г. (+/-)

Темп роста 2015 к 2014 г., в %

Организации промышленности

23,1

25,6

24,7

+

110,9

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

18,3

19,9

19,3

+

108,8

Обрабатывающие производства

19,6

21,9

21,1

+

111,7

Строительные организации

23,6

24,8

24,5

+

105,1

Организации транспорта и связи

22,0

23,7

23,6

+

107,5

Оптовая и розничная торговля

17,2

18,7

18,6

+

109,0

Средний уровень заработной платы

19,5

23,1



108,9

Заработная плата в организациях промышленности за год выросла на 2,5 тыс. руб. или 10,9 %. При этом целевой показатель был закреплен на уровне 24,7 тыс. руб., т.е. превышение составило 900 руб. Следует обратить внимание, что в данном сегменте самый высокий уровень заработных плат.

В организациях сельского и лесного хозяйства уровень заработной платы вырос на 8,8 % или 1,6 тыс. руб. Данный показатель также превзошел запланированный уровень на тысячу рублей.

Наибольший прирост заработных плат наблюдается в организациях обрабатывающего производства – 11,7 %. Опережение планового показателя составило 800 руб. В целом по отрасли уровень заработной платы в 2015 году равнялся 21,1 тыс. руб., что на 2,3 тыс. руб. больше чем в 2014 году.

Достаточно высокий уровень оплаты труда следует отметить в строительном секторе – 24,8 тыс. руб., что на 1200 руб. больше чем в 2014 году.

В организациях транспорта и связи заработные платы выросли на 7,5 %, что является не самым высоким показателем относительно других секторов.

Самый низкий уровень заработных плат, согласно данным комитета труда и занятости Курской области, наблюдается в оптовой и розничной торговле. Оплата труда в данном секторе экономики составила 18,7 тыс. руб., что на 1,5 тыс. руб. больше чем в 2014 году, в относительном выражении рост составил 9 %.

Можно полагать, что показатели, представленные в таблице 1, свидетельствуют об отсутствии спада в региональной экономики и слабого влияния кризиса.

Одним из важнейших инструментов государственного регулирования рынка труда являются социальные выплаты, которые предоставляются безработным гражданам (таблица 2).


Таблица 2 – Расходы по социальным выплатам безработным гражданам, тыс. руб.

Показатели

Тыс. руб.

Выплата пособий по безработице

248231,8

Стипендии в период прохождения безработными профессиональной подготовки

7173,3

Выплата материальной помощи в связи с истечением установленного срока выплаты пособия по безработице

3,7

Выплата пенсий, назначенных по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста трудовой пенсии по старости

16585,4

Оплата услуг почтовой связи по доставке пособий по безработице, стипендий и материальной помощи

1,2

Оплата банковских услуг по выплате пособий по безработице, стипендий и материальной помощи

634,4

Предусмотренный бюджет 2015 г.

284212,2

Фактические расходы 2015 г.

272629,8

Экономия бюджетных средств

11582,4

* Составлено авторами на основе [2].

Общие расходы, направленные на социальные выплаты безработным гражданам в 2015 году, составили 272629,8 тыс. руб.

Значительная часть бюджета была израсходована на выплату пособий по безработице – 248231,8 тыс. руб. При этом следует обратить внимание на то, что пособие по безработице является важным регулятором занятости населения. Чем выше уровень пособий по безработице, тем менее охотно население ищет работу. Обратный механизм заключается в том, что снижение уровня пособий заставляет активизироваться безработных в поисках подходящих вакансий.

Более 7173,27 тысяч рублей в 2015 году было потрачено в виде стипендий безработным гражданами, которые проходили профессиональную подготовку, а также повышение квалификации и переподготовки.

Кроме этого, служба занятости оказывает материальную помощь в связи с истечением установленного срока выплаты пособия по безработице. Расходы по данной статье составили – 122,3 тыс. руб.

Порядка 3,7 тыс. руб. это затраты связанные с выплатой материальной помощи во время прохождения профессиональной подготовки и повышения квалификации от службы занятости.

На оплату пенсий, которые предназначены до наступления возраста пенсионного возраста, в том числе назначенные досрочно, было потрачено – 16585,4 тыс. руб.

Также на оплату услуг почтовой связи по доставке пособий по безработице и других видов помощи в 2015 году потребовалось 1,2 тыс. руб.

Значительная часть расходов в 2015 году приходилась на оплату банковских услуг по выплате пособий по безработице и другой помощи. Затраты по данной категории составила 634,4 тыс. руб.

Таким образом, из запланированного бюджета по социальным выплатам безработным гражданам в размере 284212,2 тыс. руб. потрачено было 272629,8 тыс. руб. Следовательно, экономия составила 11582,4 тыс. руб.


Таблица 3 Оценка эффективности реализации государственной программы Курской области «Содействие занятости населения в Курской области»

Показатель

Расчет формулы

Темп роста

Уровень безработицы

(4,9/3,9)*100%

125%

Уровень регистрируемой безработицы

(1,15/1,0)*100%

115%

Коэффициент напряженности на рынке труда

(1,3/1,1)*100%

118%

Удельный вес трудоустроенных граждан в общей численности граждан, которые находятся в поиске работы

(62/72)*100%

86%

Удельный вес безработных получивших дополнительную профессию

(23,3/20)*100%

116,5%

Удельный вес трудоустроенных граждан после прохождения переподготовки

(54,8/52)*100%

105,4%

Удельный вес трудоустроенных несовершеннолетних граждан в

возрасте от 14 до 18 лет

(109,8/78)*100%

140%

Население получающее пособия по безработице

(6809/5439)*100%

125%

Количество трудоустроенных инвалидов-колясочников

(3/6)*100%

50%

Доля работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам

(30,3/32,6)*100%

93%

Численность первично вышедших на инвалидность по трудовому увечью в расчёте на 10 тыс. работающих

(0,84/0,4)*100%

210%

Уровень финансирования основных мероприятий государственной программы

(432434,4/45551,7)*100%

97,1

* Составлено авторами на основе [2] .


Приведенные показатели, в большей степени, свидетельствуют о слабой эффективной реализации программы «Содействие занятости населения в Курской области».

Таким образом, из представленных показателей программы, можно сделать вывод, что остается немало проблемных зон рынка труда и занятости Курской области. К таким следует отнести: рост уровня безработицы – 25 %; увеличение коэффициент напряженности на региональном рынке труда – 18 %; рост численность населения получающих пособия по безработице – 25 %; снижение количества трудоустроенных инвалидов-колясочников – 50 %; существенный рост численности вышедших на инвалидность – 110 %.

Проведённая оценка эффективности реализации программы «Содействия занятости населения в Курской области» не в полной мере отражает реальность.

Согласно данным комитета статистики Курской области численность экономически активного населения за последний год сократилась на 43 человека.


Таблица 4 – Численность экономически активного населения, чел.

Показатели

Экономически активное население

Занятые в экономике

Безработные

Уровень занятости, %

Уровень безработицы, %

2014 г.

I квартал среднем за месяц)

569280

545809

23471

64,2

4,1

II квартал среднем за месяц)

574687

549427

22260

64,6

3,9

III квартал среднем за месяц)

571313

549370

21944

64,6

3,8

IV квартал среднем за месяц)

571884

549450

22434

64,6

3,9

В среднем за год

571041

548514

22527

64,5

3,9

2015 г.

I квартал среднем за месяц)

569452

545510

23942

64,5

4,2

II квартал среднем за месяц)

571292

546769

24524

64,7

4,3

III квартал среднем за месяц)

571650

548074

23576

64,8

4,1

IV квартал среднем за месяц)

571599

547617

23982

64,8

4,2

В среднем за год

570998

546992

24006

64,7

4,2

Отклонение 2015г. к 2014г.

-43

-1522

1479

+0,20

+0,30

* Рассчитано авторами на основе [2].


Особо следует отметить значительное сокращение населения занятого в экономике – 1522 чел. При этом самые низкие показатели наблюдаются в первых кварталах исследуемых периодов.

Общая численность безработных граждан в период с 2014 по 2015 год выросла на 1479 чел. или 0,30 процентных пункта. Согласно данным таблицы 3, рост безработицы, по показателям комитета по труду и занятости населения Курской области, составил 25 %, в то время как по приведенным статистическим данным – 7,69 %. Вполне вероятно существует проблема неполной информации или неуточненных данных между ведомствами.

Проведенное исследование подтверждает тот факт, что инструментарий, используемый сегодня для регулирования рынка труда и занятости населения, не отвечает современным экономическим реалиям. Формирование привлекательного инвестиционного климата в регионе, создание льготных условий для развития малых предприятий, поддержка организаций проводящих эффективную социальную политику, все это позволит стабилизировать региональный рынок труда и повысить занятость населения. В целом, для эффективного регулирования занятости требуется комплексная стратегия способная незамедлительно реагировать на изменения в экономике. Требуется механизмы более оперативного реагирования, а зачастую и работы на опережение.


Список литературы

  1. Ильина Г. В., Зюкин Д. В. Эффективность использования трудовых ресурсов Курской области // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2011. №2. С.19-21.

  2. Отчет по Государственной программе Курской области «Содействие занятости населения в Курской области» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kursk.regiontrud.ru/home/information/regprog.aspx (дата обращения: 12.03.2016).

  3. Социально-экономическое положение Курской области январь-декабрь 2015 года [Электронный ресурс].Режим доступа: http://kurskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kurskstat/ru/publications/official_publications/electronic_versions/ (дата обращения: 11.03.2016).

  4. Подосинников Е.Ю., Волобуев С.Н., Пясецкая Е.Н. Политика контроля и надзора в сфере государственных и муниципальных закупок, на примере деятельности органов власти Курской области // Политика, экономика и инновации. – 2015. – № 2 (3). – С. 9.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2016 Дмитрий Викторович Зюкин, Александр Сергеевич Овчаров, Алексей Сергеевич Миреев