УДК: 33


Лысенко Марина Игоревна, студентка направления государственное и муниципальное управление, Курский государственный университет

e-mail: marinas1994@rambler.ru


К ВОПРОСУ ПОСТРОЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНАХ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ


Аннотация: в статье представлен ряд критериев и условий для построения качественной системы стимулирования и мотивации персонала в органах государственной и муниципальной власти. Приведен перечень проблем управления и ряд мероприятий по оптимизации системы стимулирования персонала в органах публичного управления.

Ключевые слова: стимул, мотив, система стимулирования в органах публичной власти, мероприятия по оптимизации стимулирования служащих.


Lisenko Marina Igorevna, student directions state and municipal management, Kursk State University

e-mail: marinas1994@rambler.ru


TO THE QUESTION OF THE CONSTRUCTION OF THE QUALITY SYSTEM OF STAFF INCENTIVE IN THE PUBLIC GOVERNMENT AGENCY


Summary: there is a number of criteria and conditions in the article for construction of the quality system of staff incentive program in the public and local authorities. There is a list of control problems and range of actions on staff incentive program optimization in public government agency.

Keywords: incentive, inducement, staff incentive program in public government agency, actions on staff incentive program optimization.


Одной из наиболее эффективных мер оптимизации профессиональной деятельности персонала в органах публичного управления является материальное и нематериальное стимулирование труда. Существуют различные подходы к повышению эффективности трудовой деятельности муниципальных служащих. Для построения системы стимулирования труда, которая будет соответствовать современным требованиям понимания власти и проявления ценностей ее представителей, важно учитывать изменения в институциональной трактовке государства и современные механизмы государственного управления [Пясецкая 2015: с. 106]. Важнейшей частью обновляемой системы управления должна быть верно выбранная политика внутреннего администрирования органов публичного управления. Стратегия стимулирования персонала также должна отражать все актуальные аспекты как экономической, так и социальной составляющей жизни работников [Новосельский, Подосинников 2015: с. 98].

Стратегия решения проблемы качества труда заключается в повышении эффективности стимулирования и мотивации труда персонала. Это возможно при разработке мероприятий по стимулированию, а также соотнесение целей и функционала организации с потребностями муниципальных служащих. В каждом органе публичного управления существует своя модель стимулирования персонала, которая отражает определенные факторы и принципы, оказывающие влияние на повышение трудовой активности сотрудников. Такие модели обеспечивают продуктивную работу всех отделов организаций. Они содержат не только технические, правовые, регламентирующие аспекты трудового процесса, но и учат разумному принятию управленческих решений. [Волковицкая 2007]

Система стимулирования труда занимает особое место в работе государственных и муниципальных органов, поскольку она напрямую влияет на эффективность деятельности служащих, а также на конечный результат их трудовой деятельности. Путь к эффективной работе органов публичного управления лежит через понимание стимулов и мотивов, побуждающих их к трудовой деятельности. Как известно, под стимулом понимается внешняя побудительная причина к какой-либо деятельности. Тогда как мотив – это внутреннее побуждение человека к труду, в определенной мере осознаваемое самим человеком. То есть понятия стимул и мотив тесно взаимосвязаны и поэтому определение стимулирования труда мы выражаем как влияние системы управления организацией на мотивационную структуру личности работника с целью получения определенного результата посредством направленного воздействия.[Садриева 2013: с. 415]

Для построения качественной системы стимулирования необходимо понимать и реально оценивать действенность выбранного стимула. Его основными принципами и характеристиками должны быть доступность, ощутимость, постепенность, минимизация разрыва между результатами труда и его оплатой, сочетание различных видов стимулирования (материальные и нематериальные), а также сочетание стимулов и анти-стимулов (положительная или отрицательная мотивация).

В ходе исследования проблемных особенностей стимулирования труда персонала в органах публичной власти, наряду с явным несовершенством системы стимулирования труда, нами было выявлено:

  1. Отсутствие ориентации служащих на качественный результат профессиональной деятельности.

  2. Отсутствие стимулов деятельности по повышению уровня профессиональности.

  3. Слабовыраженная перспектива роста по службе.

На наш взгляд, все эти проблемы тесно связаны с недостаточно развитой системой стимулирования труда и являются значимыми, но слабо задействованными, факторами мотивации.

В настоящее время появилась необходимость разработки комплекса мероприятий, включающих в себя анализ факторов, препятствующих построению качественного трудового процесса, а также функционированию моделей стимулирования труда персонала. Данный комплекс поможет выявить определенные критерии для оценки эффективности подобных систем.

В качестве основополагающих факторов создания такой системы предлагаем следующее:

1.Структурирование работы сотрудников таким образом, чтобы при успешном выполнении какого-либо поручения заранее были известны все позитивные бонусы успешной трудовой деятельности.

2. Разработка бальной системы оценки качества выполненной работы с премированием сотрудников в отчетном периоде по итогам их деятельности.

3. Проведение обучающих тренингов по индивидуальному и групповому стимулированию для руководителей и специалистов.

4. Повышение размеров оплаты труда за счет увеличения процентов на премирование, надбавки и поощрения.

Таким образом, одним из главных направлений в эффективном стимулировании трудовой деятельности персонала в органах публичной власти является ориентация работников на достижение целей и миссий организации с целью получения максимальной отдачи - материальных и нематериальных поощрений. [Волковицкая 2007] Истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, разнообразны, их определение представляется достаточно трудным процессом, однако анализ факторов, препятствующих построению качественного трудового процесса, а также построение моделей стимулирования труда персонала способствуют оптимизации рассматриваемого процесса.


Спи‪co‭к литературы:

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Справочно-правовая система Консультант+ [Электронный ресурс] URL: www.consultant.ru (дата обращения 20.10 2015)

  2. Волковицкая Г. А. Стимулирование труда: критерии качества // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №27. URL: http://cyberleninka.ru /article/n/stimulirovanie-truda-kriterii-kachestva (дата обращения: 20.10.2015)

  3. Новосельский С.О., Подосинников Е.Ю. Совершенствование механизмов формирования и функционирования управленческой команды в органах местного самоуправления // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2015. №2(5). С. 97-101.

  4. Пясецкая Е.Н. Современный дискурс этики публичного администрирования // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2015. №3(6). С. 105-107.

  5. Садриева А. Р. Стимулирование труда государственных гражданских служащих // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 414-415.

Ссылки



(c) 2015 Марина Игоревна Лысенко