УДК 908


Власова Татьяна Александровна, кандидат исторических наук, доцент, Курский институт кооперации (филиал) АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», кафедра гуманитарных, естественнонаучных и юридических дисциплин, доцент, Курск

e-mail: vlasovata888@mail.ru

Королева Наталья Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, Курский институт кооперации (филиал) АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», кафедра гуманитарных, естественнонаучных и юридических дисциплин, доцент, Курск

e-mail: korolev37-31-72@mail.ru

Костерина Ирина Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент, Курский институт кооперации (филиал) АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», кафедра гуманитарных, естественнонаучных и юридических дисциплин, доцент, Курск

e-mail: kosterinaiv@mail.ru


РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ МОЛОДЁЖИ (НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА В.М. КЛЫКОВА)


Аннотация: В статье рассматриваются основные факторы национального самосознания в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства патриотизма студенческой молодёжи на основе изучения жизни и творчества нашего земляка – талантливого скульптора В.М. Клыкова.

Ключевые слова: патриотизм, национальная идея, национальное самосознание, нравственная культура, духовное возрождение.


Vlasova Tatyana Aleksandrovna, the candidate of historical sciences, the associate professor, Kursk institute of cooperation (branch) of Autonomous Non-Commercial Organization IN "The Belgorod university of cooperation, economy and the right", department of humanitarian, natural-science and legal disciplines, the associate professor, Kursk

e-mail: vlasovata888@mail.ru

The queen Natalya Mikhaelovna, the candidate of pedagogical sciences, the associate professor, Kursk institute of cooperation (branch) of Autonomous Non-Commercial Organization IN "The Belgorod university of cooperation, economy and the right", department of humanitarian, natural-science and legal disciplines, the associate professor, Kursk

e-mail: korolev37-31-72@mail.ru

Kosterina Irina Vyacheslavovna, the candidate of pedagogical sciences, the associate professor, Kursk institute of cooperation (branch) of Autonomous Non-Commercial Organization IN "The Belgorod university of cooperation, economy and the right", department of humanitarian, natural-science and legal disciplines, the associate professor, Kursk

e-mail: kosterinaiv@mail.ru


ROLE OF THE REGIONAL COMPONENT IN SYSTEM OF FORMATION OF NATIONAL CONSCIOUSNESS OF YOUTH (ON THE EXAMPLE OF LIFE AND V. M. KLYKOV'S CREATIVITY)


Summary: in article major factors of national consciousness in the course of formation of active living position and feeling of patriotism of student's youth on the basis of studying of life and creativity of our fellow countryman – the talented sculptor V. M. Klykov are considered.

Keywords: patriotism, national idea, national consciousness, moral culture, spiritual revival.


Одним из факторов, обеспечивающим жизнеспособность нации, суверенитет и территориальную целостность той или иной страны, выступает формирование национального единства, о чём свидетельствует многовековая история человечества.

К увеличению значения этого фактора приводят, в том числе, растущая глобализация современного общества и усиление конкурентной борьбы на мировых рынках. В связи с этим именно национальное единство в этих условиях становится своего рода гарантией сохранения национальной безопасности России как суверенного государства, её национального самосознания.

Значительное число политологов, социологов и экономистов считает современный этап развития нашей страны периодом системного кризиса, непосредственно влияющего на (нравственное развитие) состояние молодых людей. Несомненно, любые перемены как – то: смена социально-экономических отношений, восприятие жизненных обстоятельств как ситуации неопределенности, нестабильности, переходности, пересмотр и поиск новых нравственных ориентиров, приоритетов, ценностей, кризис национально - территориального единства, кризис политической социализации как главного механизма приведения культуры в стабильное состояние и т.д. оказывают на молодёжь отнюдь не благоприятное влияние. Поэтому проблема нравственного воспитания молодого поколения является одной из самых острых и стратегически важных в современной России.[1]

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации сказано: «Наибольшую опасность сегодня представляет неспособность современного гражданского общества воспитать у молодого поколения чувства патриотизма и ответственности за судьбу страны».

Основой человеческого существования человека в обществе является духовно – нравственная культура. Древний философ сказал: «Тому, кто не постиг науки добра, все остальные науки только вредны». Следовательно, первоочередная задача современного образования и воспитания – формирование культуры гармонично развитой личности. Этот процесс невероятно труден и сложен, неоднозначен. Поэтому для его реализации следует использовать все доступные средства. [3]

Национальное самосознание является важнейшим фактором, характеризующим нацию как общность и члена этой общности – человека. Личность, полагая себя неотделимой частицей нации, осознает историю своего народа, общественно – национальные ценности, национальный менталитет, ценит вклад своего народа в мировую культуру. Национальное самосознание базируется на знании истории, культуры, традиций своего народа. Оно включает эмоционально – ценностную оценку прошлого своей нации, ее современного состояния и взаимосвязи с другими народами. [1]

Культурное сознание человека формируют наука, религия и искусство. Именно сознание позволяет познавать и преобразовывать мир гармонично, изящно и красиво. И именно этим объясняется постоянное обращение к настоящему искусству, особенно к тем произведениям, которые созданы нашими талантливыми земляками.

Тем более что нам, живущим на благодатной курской земле, где творили Н. Асеев и Е. Носов, живописцы Е. Чепцов и А. Дейнека, композиторы М. Блантер и Г. Свиридов это сделать совсем не сложно. Особое место в этой плеяде занимает гениальный художник, скульптор, патриот Вячеслав Михайлович Клыков. Он и сам был счастлив оттого, что появился на свет именно в этом уголке России, часто посещая свою «малую» Родину с бесценными дарами – своими произведениями.

В. М. Клыков был не только художником, гражданином, общественным деятелем, но прежде всего, скульптором, скульптором «от Бога». Наверное, о таких, как он сказано в древнем писании: «И кого Я изберу, того жезл расцветёт» (Моисей. Кн. Числа, 17 – 20).

Куряне горды тем, что «азы» мастерства он получил на художественно – графическом факультете Курского государственного университета.

В памяти многих остался сильный человек с чеканными чертами лица, всегда на чём – то сосредоточенный и очень серьёзный. Его дальнейшая деятельность показала, что замыслы были грандиозными уже в начале творческого пути.

Нет такого жанра в этом тяжёлом искусстве, в котором бы Мастер не сказал своего слова!

В.М. Клыков любил повторять, что «для каждой творческой работы – я имею в виду деятельность художников разных направлений: писателей, музыкантов, скульпторов и т.д. – необходим побудительный мотив. Для меня этот мотив – мое уважительное отношение к русской истории. Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ. Я сам русский человек. Все, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого. Я переживаю ее судьбу, как свою личную… Вы знаете, как легче всего выйти из болота – по вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков – чтоб не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени». [6]

Огромное место в творчестве Клыкова всегда занимала тема религии. Он как – то по-особому воспринял слова нашего знаменитого земляка Преподобного Серафима Саровского: «И воспрянет Россия в вере, правде и славе». И тогда, в «безбожные» 70 – 80 годы ХХ века, он обращается к теме Бога, а в то время далеко не всякий художник мог найти в себе силы и смелость это сделать.

Клыков видел в религиозных персонажах огромный заряд нравственной силы, способной изменить человека и общество. И герои его работ - люди сильные духом, способные отстаивать свою веру, бороться за неё, порой ценой своей жизни.

Мощными и целеустремлёнными предстают перед нами святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности. Цельным и могучим является нам памятник Сергию Радонежскому, благословившему князя Д. Донского на Куликовскую битву. Холм земли под памятником был насыпан руками скульптора и его помощников.

Неистовый протопоп Аввакум поднимает руку с двумя перстами: он не отступил от своей веры, даже погибая в огненном срубе. Все они - святые радетели земли русской. У кого же ещё учиться патриотизму как не у них?!

Безусловно, для нас, курян, наиболее близок памятник Преподобному Серафиму Саровскому. Вот он, великий молитвенник за всех нас стоит на высоком берегу реки Тускари в Коренной пустыни. Творчество Вячеслава Михайловича замечательно тем, что после встречи с его творчеством памятниками хочется побольше узнать о запечатлённых в них героях. А жизнь святых – это особый путь, полный страданий, страстей и их преодолений. Не эти ли примеры нужны нам сейчас, в такое трудное время? [2]

Мы отметили 70-ую годовщину Великой победы в войне с фашизмом. А ведь совсем недавно был объявлен конкурс на лучший памятник героизму советских людей на знаменитом Прохоровском поле - месте грандиозной танковой битвы на Южном фасе Курской дуги. В этом конкурсе свою очередную победу одержал В. М Клыков. Именно его проект стал лучшим.

И взметнулась ввысь свечой святою

Звонница над Прохоровским полем.

И плывут три звона над Землёю

В память о почивших здесь героях

Захватывает дух при встрече с этим памятником. Посреди бархата зелени белгородских полей взметнулась на 50 – метровую высоту Звонница. Её венчает купол, на барабане которого горят золотом святые слова: «И нет больше той любви как если кто положит душу свою за други своя». Фигура Пресвятой Богородицы распростёрла свой Омофор над полями, над Россией, над всей Землёй. И плывут 3 звона как память о Куликовском сражении, о Бородинской битве и о солдатах, павших на Прохоровском поле. Хочется верить, что пока слышны эти звоны, не иссякнет память о подвигах былых лет.

У Клыкова есть и другие памятники, посвящённые теме Великой Отечественной войны. Например, Г. Жукову на Красной пощади в Москве. Есть несколько поклонных крестов. Один из них на Красной поляне. Все они замечательны. Но Прохоровский ансамбль – это непревзойдённый шедевр.

Последние работы Мастера посвящены выдающимся деятелям отечественной культуры. Клыков причастен и к мужеству героя отечественной войны 1812 года Батюшкову, и к страданиям бесприютного поэта Н. Рубцова, и к гению А. С. Пушкина… Особенно значителен памятник писателю, актёру, режиссёру, философу В. М Шукшину, установленному на его родине - в селе Сростки Алтайского края.

Любовь к родному краю, его культуре выражается через изображение земляков художника, его собратьев по искусству. Особенно лиричным и просто невероятно красивым предстаёт памятник Н. В. Плевицкой – Дёжке из села Винниково. Вячеслав Михайлович - монументалист. Но в этой изящной работе он проявил себя как тонкий психолог.

Государство заслуженно присвоило ему высокие звания и не раз награждало многими наградами. Клыков – лауреат Государственной премии СССР (1978), лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1987), обладатель золотой медали Академии Художеств СССР (1989), золотой медали (Гран-при) на международной выставке «Квардиеннале» в Любляне (1973), заслуженный деятель искусств, народный художник России, президент Международного фонда славянской письменности и культуры, председатель возрождённого Союза русского народа. [5]

К великому сожалению Клыков ушёл из жизни очень рано и его 70 – летие страна отмечала без него. Куряне помнят В. М. Клыкова. Многие из нас живут на новом проспекте его имени, где установлен памятник Мастеру, созданный руками его сына - А. В. Клыкова; на подъёме к историческому центру города по улице Сонина нас встречает и благословляет барельеф иконы Знамения Пресвятой Богородицы (Коренной Божией Матери), в городском саду Александр Невский напоминает о том, что: «Не в силе Бог, но в правде».

Ему, как русскому человеку, было больно смотреть на все происходящее в России. Он считал, что должно укреплять свой дом и отвечать за каждое свое дело перед потомками и перед Богом. Именно поэтому вместе со своими друзьями – земляками Николаем Богатищевым и Владимиром Хариным он построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на их родине – в селе Мармыжи Курской области.

На месте, где сейчас возведен храм, в 1913 году был построен храм в честь 300-летия дома Романовых, он выстоял в Великую Отечественную войну, но был разобран в хрущевское время. «Встанет храм – возродится село», – считал Вячеслав Михайлович. У стен этого возрожденного храма и похоронен Вячеслав Михайлович Клыков в июне 2006 года.

Несомненно, творчество Клыкова вносит весомый вклад в воспитание нравственно богатого человека, достойного гражданина и патриота Родины.


Список литературы:

1. Власова, Т.А. Духовно – нравственное воспитание студентов как фактор формирования личности [Текст] / Т.А. Власова /Материалы 1 Всероссийской научно – практической конференции в рамках Клыковских чтений «ХХI век: образование и духовно – нравственное воспитание». - Курск: КТЭК, 2010. – С.14-16.

2. Дмитриева Н. Памяти Вячеслава Михайловича Клыкова/ [Эектронный ресурс] // Н. Дмитриева, М.Клыков / Режим доступа http://www.pravoslavie.ru/46856.html

3. Королева, Н.М. Воспитательные возможности иностранного языка как образовательной дисциплины [Текст] //Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - №3 (47) – С. 296-298

4. Панова, И. Г. Вячеслав Клыков. Воин святой Руси [Текст] / И.Г. Панова – М.: Алгоритм, 2007.

5. Панова, И. Г. Душа России вечная [Текст] / И.Г. Панова – М.: - НКПО, 1999.

6. Слово о Клыкове / под ред. И. Г. Пановой. – М.: РИНФО,1998.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2016 Татьяна Александровна Власова