УДК 352


Самохвалова Татьяна Владимировна, студентка 1 курса магистратуры направления государственное и муниципальное управление Курского государственного университета

e-mail: stv-2511@mail.ru


ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ


Аннотация: рассматриваются особенности использования компьютерных технологий гражданами в сфере предоставления услуг. Выявлены проблемы использования населением информационно-коммуникационных технологий, предложены пути решения выявленных проблем.

Ключевые слова: информатизация; государственные услуги; информационно-коммуникационные технологи; социальная сфера; качество услуг.


Samokhvalova Tatyana Vladimirovna, student of 1 course of a magistracy of the direction public and municipal administration Kursk state university

e-mail: stv-2511@mail.ru


PROBLEMS OF USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE SPHERE OF SOCIAL SERVICES


Summary: features of use of computer technologies by citizens in the sphere of rendering of services are considered. Problems of use by the population of information and communication technologies are revealed, solutions of the revealed problems are offered.

Keywords: informatization; state services; information and communication technologists; social sphere; quality of services.

На сегодняшний день использование новейших информационно-комуникационнных технологий является важнейшей частью жизни большего числа населения нашей страны. С начала процесса информатизации общества прошло достаточно много времени. Внедрение компьютерных технологий позволило обществу подойти к глобальной проблеме информатизации, связанной с быстро возрастающими интеграционными процессами, проникающими во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, образование, производство, управление и т. д. [4, с.67].

Использование компьютерной техники в социальной сфере позволяет улучшить качество работы, способствует экономии времени при решении социальных проблем населения [1, с.250].

В рамках работы над данной статьей был проведен анализ материалов официального сайта www.gosuslugi.ru и beta. gosuslugi.ru с целью выявления уровня качества предоставляемых услуг. Недавно Портал beta.gosuslugi.ru стал лучшим сайтом государственного проекта по итогам конкурса «Золотой сайт». На сегодняшний день именно этот интернет-ресурс является наиболее популярным в данной сфере. Его каталог содержит 32 министерства, 60 ведомств, 4 сайта и представляет следующий перечень оказываемых услуг:

1. Семья и дети. В данном разделе можно ознакомиться с подробной информацией о материнском капитале, постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приёмные родители, выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, а также подать заявление на запись ребенка в детский сад.

2. Паспорта, регистрации, визы. Здесь вы можете найти информацию о получении, замене паспорта, заказать заграничный паспорт, подать заявление на регистрацию.

3. Транспорт и вождение. Эта вкладка позволяет оплатить штрафы онлайн, подать заявление и записаться на прием в ближайшее отделение ГИБДД, получить сведения об автомобильных дорогах из Единого государственного реестра

4. Раздел «Образование» включает в себя постановку на очередь в детский сад, отслеживание свободных мест, изменение записи; получение свидетельства о признании иностранного образования или квалификации; выдачу лицензий на осуществление образовательной деятельности.

5. «Налоги и финансы» позволяет проверить задолженность по налогам, получить ИНН, подать налоговую декларацию в электронном виде.

6. Здравоохранение. Главной особенностью этого раздела является то, что можно записаться на прием к специалисту, чтобы не отстаивать «живую очередь» в больницах.

7. Пенсия, пособия и льготы. Здесь есть возможность получить извещение о состоянии лицевого счета в ПФР, получить выписку о предоставлении социальной помощи.

8. Лицензии, справки, аккредитации. Данный раздел позволяет получить справку об отсутствии судимостей, поучить необходимые архивные справки МВД.

9. Квартира, строительство и земля. В этой вкладке есть возможность оплаты коммунальных услуг, постановки на кадастровый учет, регистрации прав на недвижимость.

10. «Безопасность и порядок» включает в себя судебные задолженности, оформление оружия, охранную деятельность.

11. Работа и занятость. В этом разделе можно заполнить заявление о сдаче квалификационного экзамена на портале, получить консультацию по трудовому праву, узнать информацию об организации проведения оплачиваемых общественных работ гражданам, ищущим работу.

12. «Культура, досуг, спорт» включает в себя услуги, связанные с библиотеками, туризмом, охотой и спортом.

13. Раздел «Бизнес, предпринимательство, НКО» дает возможность ознакомиться с оформлением предпринимательской деятельности и других организаций.

14. Производство и торговля. Здесь можно получить информацию о соблюдении требований в интересующем вас продукте или услуге.

15. Информация, связь и реклама включает в себя выдачу разрешений на использование радиочастот и внесение в них изменений, подачу заявления о нарушении законодательства о рекламе, получение информации о тиражах печатных СМИ.

16. Последняя вкладка «Природопользование и экология» позволяет узнать информацию о состоянии атмосферного воздуха, недрах, предоставлении копий документов из государственного водного реестра [6].

Проведенный анализ показал, что все перечисленные выше услуги портала являются востребованными. Представленная на портале информация содержится в большом объеме, постоянно обновляется. Есть ответы на часто задаваемые вопросы, что облегчает поиск на сайте. Необходимой частью таких порталов стала функция обратной связи, которая востребована и активно развивается в последнее время, этот вопрос анализировался нами ранее [3, с.106].

Выявленные возможности – потенциальные. Далеко не у всех граждан есть реальная возможность таким образом получать необходимую информацию и услуги. Здесь можно выделить 3 основные проблемы:

1. Материальная. Невозможность приобретения компьютера или мобильного телефона и использования сети интернет по причине низких доходов значительной части населения и высоких цен на данные продукты.

2. Техническая. Отсутствие в отдаленных территориях устойчивого доступа к интернету или практики использования электронных услуг.

3. Проблема информационной грамотности и культуры граждан в этой сфере. Большинство людей не посещают интернет-ресурсы в силу привычки или не видят в этом необходимости, другие – не знают об их наличии и возможностях. При этом, по исследованиям Е.Н.Пясецкой, существует определенная тенденция роста популярности и значимости интернет-сайтов для населения, но используются они пока прежде всего как источники информации [2, с.334].

Выявленные проблемы аргументируются следующими данными Федеральной службы государственной статистики за 2014 год. Так, исследование использования населением сети Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, по типам поселения и полу, по Российской Федерации (октябрь-ноябрь 2014 года) дало следующие результаты: всего услугами через Интернет воспользовались 11553, 5 чел. из общего количества исследуемого населения по стране. В городе – 10474,5 чел., из них 4340,37 – мужчины, 6134,15 – женщины. В селе – 1079 чел., из них 460 чел. – мужчины, 618,9 – женщины. Полностью удовлетворены качеством 53,5 % исследуемого населения, частично удовлетворены – 39,9 %, не удовлетворены – 2,6% [5]. Из представленной информации можно сделать вывод, что население, проживающее в селах, намного отстает по уровню информатизации от городского населения. А что касается качества предоставления услуг, то оно всё еще остается недостаточно высоким для современного общества.

Таким образом, для повышения уровня информатизации в сельских поселениях необходима поддержка органов местного самоуправления региональными и федеральными органами власти в сфере ИКТ и безопасности, а именно:

приобретение лицензионного программного обеспечения за счёт средств местного и регионального бюджетов;

частичное финансирование мероприятий по введению дополнительных штатных единиц и приобретения оргтехники для обеспечения деятельности органов МСУ в сфере ИКТ и безопасности;

проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников органов МСУ, ответственных за работу в сфере ИКТ и безопасности;

софинансирование мероприятий, связанных с подключением к информационным системам.

Главной целью вовлечения населения в практику оказания информационных услуг является повышение качества его жизни, реализация данной цели подразумевает создание новых ориентиров поведения на отдельных территориях и учет социальных интересов различных категорий жителей.


Список литературы:

1. Мотюнова Ю.А., Филатова Е.В. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 7-2. С. 249-252.

2. Пясецкая Е.Н. Развитие взаимодействия власти и населения в социосистеме города // Казанская наука. – 2014. - № 10.- С. 333-335.

3. Пясецкая Е.Н., Самохвалова Т.В. Обратная связь в модели общественного участия граждан // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2015. – № 2 (5). – С. 105-107.

4. Хохлова М.М. Значение информационных технологий в функционировании и развитии социальной сферы региона//Социальные технологии, исследования. – М.: 2009. – №2. – С.64-71.

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru (дата обращения 4.12.2015 г.).

6. Портал государственных услуг [Электронный ресурс] URL: http://www.gosuslugi.ru (дата обращения 3.12.2015 г.).

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2015 Татьяна Владимировна Самохвалова