УДК 338.001.36


Михалева Ольга Валерьевна, студент 3 курса факультета экономики и менеджмента Курского государственного университета

e-mail: kiss2135@mail.ru


АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ПЕРИОД 2013-2015 ГГ.


Аннотация: в статье затрагиваются актуальные вопросы формирования структуры доходов и расходов федерального бюджета. Приведены и проанализированы данные по структуре федерального бюджета за 2013-2015гг., также приведен анали структуры и динамики развития доходов и расходов бюджета Российской Федерации за рассматриваемый период. В статье используются данные Министерства Финансов Российской Федерации.

Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы федерального бюджета, расходы федерального бюджета.

Mikhaleva Olga Valer'evna, student of the 3rd course of the faculty of Economics and management, Kursk state University

e-mail: kiss2135@mail.ru


ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF THE BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE PERIOD 2013-2015.


Summary: in the article topical issues of formation of structure of incomes and expenditures of the Federal budget. Presented and analyzed data on the structure of the Federal budget for 2013-2015., also provided analysis of the structure and dynamics of the revenues and expenditures of the budget of the Russian Federation during the period under review. The article uses data from the Ministry of Finance of the Russian Federation.

Keywords: Federal budget, Federal budget revenues, expenditures of the Federal budget.


Формирование и утверждение сбалансированного бюджета бюджета является первоочередной функцией Министерства Финансов и Правительства Российской Федерации. В государственном бюджете очень важна сбалансированность доходов и расходов страны. Именно от этого фактора зависит экономическая стабильность государста, поэтому вообпрос соотношения доходов и расходов бюджета страны остается актуальным всегда.

На основании данных, представленных в документе «Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» мы можем проанализировать и сделать определенные выводы о динамике доходов и расходов государственного бюджета за период 2013-2015 гг.

В таблице 1 представлены показатели доходов и расходов государственного бюджета за период 2013-2017 гг.


Таблица 1. Структура федерального бюджета

Показатель

2013г. (отчет)

2014 г. Закон 201 ФЗ*

2015г. Закон 349-ФЗ

2016г. Закон 349-ФЗ

Доходы, всего

13019,9

14238,8

14564,9

15905,7

% ВВП

19,5

19,9

18,3

18,3

Расходы, всего:

13342,9

13960,1

15361,5

16392,2

% ВВП

20,0

19,5

20,0

18,9


Источник: Официальный cайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электрoнный реcурc] URL: http://www.minfin.ru/ru.

Данные за рассматриваемый период 2013-2015 гг. также можно представить в виде графика (рис. 1).



Рис. 1. Динамика расходов и доходов государственного бюджета 2013-2015 гг.

Источник: собственная разработка


В 2013-2015 гг. наблюдается снижение доходов федерального бюджета с 19,5 % ВВП в 2013 году до 18,3 % в 2015 году, в основном за счет снижения нефтегазовых доходов. Хотя в абсолютном выражении показатель доходов бюджета растет, так в 2013 г. Этот показатель составил 13019,9 млрд. руб., в 2014 г. -14238,8 млрд. руб., а в 2015 г. – 14564,9 млрд. руб.

При этом общий показатель расходов государственного бюджета, за анализируемый период, также имеет тенденцию к росту абсолютного показателя. Так, в 2014 г. Этот рост в 2014 г. относительно показателя 2013 г. составил 617,2 млрд. руб., а в 2015 г. показатель увеличился еще на 1401,4 млрд. руб. и остановился на отметке 15361,5 млрд. руб. Несмотря на рост абсолютного показателя расходов бюджета, процентное отнощение к объему ВВП снижается с 20,0 % ВВП в 2013 году до 19,3 % в 2015 году.

Также, в рамках данного документа мы имеем возможность более детально рассматреть структуру и динамику доходов федерального бюджета (таб. 2).

Более наглядно соотношение нефтегазовых и не нефтегазовых доходов за период 2013-2015 гг. можно наблюдать на графике (см. рис. 2).


Таблица 2. Доходы федерального бюджета


Источник: Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.ru/ru.

Рассмотрев и проанализировав данные таблицы 2 и рисунка 2 мы можем сделать следующие выводы: в 2013 г. соотношение нефтегазовых и не нефтегазовых доходов не имеют огромного разрыва между показателями, они составляют 6534 млрд. руб. и 6485,9 млрд. руб. соответственно.



Рис. 2. Соотношение нефтегазовых и не нефтегазовых доходов государственного бюджета за период 2013-2015 гг.

Источник: собственная разработка


За анализируемый период кардинально поменялось соотношение нефтегазовых и не нефтегазовых доходов. Так, если в структуре доходов бюджета в 2014 г. преобладающую роль занимали нефтегазовые доходы и составляли 52,5 % доходов бюджета или 7480,2 млрд. руб. в абсолютном выражении, а не нефтегазовые доходы составляли 47,5 % от общего объема доходов бюджета или 6758,6 млрд. руб.

В 2015 г. Структура доходов бюджета меняется и мы наблюдаем обратную картину: объем нефтегазовых доходов составил 6818,6 млрд. руб. или 46,8 % от объема общих доходов бюджета, а не нефтегазовые доходы, напротив, увеличились до 7746,3 млрд. руб. и составили 53,2 % от общего объема доходов бюджета.

Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах ВВП в 2014-2015 годах обусловлено снижением экспортных цен на газ природный, объемов добычи нефти, объемов экспорта товаров, выработанных из нефти.

Проанализировать объем и структуру расходов бюджета, мы можем по данным, представленным в таблице 3 «Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов».

В целом структура расходов федерального бюджета в 2014-2015 годах не претерпела существенных изменений.

По-прежнему наибольший удельный вес в расходах федерального бюджета занимают расходы на социальную сферу (25,1-27,3 %), а также расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность (32,5-33,9 %).

Вместе с тем следует отметить постепенное снижение доли расходов федерального бюджета на поддержку национальной экономики с 15,9 % в 2014 году до 14,5 % в 2015 году.



Таблица 3 Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов


2014 г.

2015 г.

2016 г.


Закон 201 ФЗ (млрд. руб.)

% к общему объему

Проект (млрд. руб.)

% к предыдущему году

% к общему объему

Проект (млрд. руб.)

% к предыдущему году

% к общему объему

Всего:

13960,1

100,0

15252,3

109,3

100,0

15975,5

104,7

100,0

Общегосударственные вопросы

1013,9

7,3

1105,5

109,0

7,2

1134,3

102,6

7,1

Национальная оборона

2470,6

17,7

3031,3

122,7

19,9

3339,8

110,2

20,9

Нац. безопасность и правоохранительная деят.

2065,7

14,8

2140,9

103,6

14,0

2122,4

99,1

13,3

Нац. Экономика

2219,0

15,9

2205,5

99,4

14,5

1996,9

90,5

12,5

Жилищно-коммунальное хозяйство

123,3

0,9

122,6

99,5

0,8

79,3

64,6

0,5

Охрана окружающей среды

54,5

0,4

49,0

89,8

0,3

51,6

105,3

0,3

Образование

640,2

4,6

610,5

95,4

4,0

623,1

102,1

3,9

Культура, кинемотография

97,9

0,7

95,9

98,0

0,6

96,7

100,8

0,6

Здравоохранение

480,8

3,4

391,0

81,3

2,6

396,5

101,4

2,5

Социальная политика

3506,4

25,1

4168,3

118,9

27,3

4344,7

104,2

27,2

Физическая культура и спорт

77,3

0,6

102,9

133,2

0,7

97,4

94,6

0,6

СМИ

72,7

0,5

54,0

74,3

0,4

48,6

90,0

0,3

Обслуживание гос. и муницип. долга

432,4

3,1

459,7

106,3

3,0

529,2

115,1

3,3

Межбюджетные трансферты

705,4

5,1

715,2

101,4

4,7

715,4

100,0

4,5

Условно утвержденные расходы






399,4


2,5


Источник: Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.ru/ru.


Расходы федерального бюджета по разделу «Образование» предусмотрены в 2015 году в сумме 610,5 млрд. рублей, что на 29,7 млрд. меньше, чем в 2014 г.

Расходы федерального бюджета по разделу «Здравоохранение» предусмотрены в 2015 году в сумме 391,0 млрд. рублей, при этом в 2015 году расходы сокращаются по сравнению с 2014 годом на 89,8 млрд. рублей.

Уменьшенгие в 2015 и 2016 гг. расходов по таким направлениям как Здравоохранение, Образование, Жилищно-коммунальное хозяйство, Физическая культура и спорт связано, в первую очередь, с завершением ряда проектов и социальных программ, проводимых государством в этих областях [2].

Таким образом, проведенный анализ структуры и динамики доходов и расходов федерального бюджета, позволяет говорить о том, что государственный бюджет динамичен и склонен к изменениям, которые могут быть связаны как с внутренней политикой государства, так и с различными внешними факторами.


Список литературы

  1. Официальный cайт Министерства финансов Российской Федерации. – «Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [Электронный ресурс] // URL: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/policy/ (дата обращения: 14.01.2016).

  2. Официальный cайт Министерства финансов Российской Федерации. – Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс] // URL: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/policy/#ixzz3uK0GGFd (дата обращения: 14.01.2016).

  3. Официальный cайт Министерства финансов Российской Федерации. – Доклад «Об основных направлениях повышения эффективности расходов федерального бюджета » [Электронный ресурс] // URL: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/policy/#ixzz3uK0Z0jiq (дата обращения: 14.01.2016).




Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2016 Ольга Валерьевна Михалева