Социальное неравенство и социальная статефикация в российском обществе


УДК: 323.39


Пясецкая Елена Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и ГМУ, Курский государственный университет

e-mail: rjahovska@mail.ru

Шалагинов Юрий Анатольевич, магистрант направления государственное и муниципальное управление, Курский государственный университет

e-mail: shalaginov.1979@mail.ru


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОТРАЖЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ЦЕНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА


Аннотация: В статье рассматривается влияние перехода от экономического к постэкономическому состоянию российского общества на изменения ценностно-мотивационной системы личности и социальных групп. Усиление роли профессиональной культуры в обществе объясняется переходом к постматериалистической мотивации.

Ключевые слова: постэкономиче­ское состояние общества, постматериалистическая мотивация, профессиональная культура


Pyasetskaya Elena Nikolaevna., Candidate of Social Sciences, associate professor of management and State and municipal management, Kursk State University

e-mail: rjahovska@mail.ru

 Shalaginov Yurij Anatolevich, undergraduates of the direction State and municipal management, Kursk State University

e-mail: shalaginov.1979@mail.ru


PROFESSIONAL CULTURE AS A REFLECTION OF CHANGES VALUE-MOTIVATIONAL SYSTEM OF SOCIETY


Abstract: the article examines the impact of the transition from the economic to the post-economic state of the Russian society to changes in the motivational system of the individual and social groups. Strengthening the role of professional culture in society is due to the transition to post-materialist motivation. 

Keywords: post-economic state of society, post-materialist motivation, professional culture.


Постсоветская трансформация российского общества актуализировала многие социокультурные процессы, порожденные динамичной социальной стратификацией общества. Переход от экономического к постэкономическому состоянию общества не может происходить быстро. Поэтому трудно согласиться с мнением тех специалистов, которые утверждают, что постиндустриальное общество в России может наступить в ближайшие десятилетия, так как изменения в общественном созна­нии не происходят автоматически, с развитием новых технических и информационных технологий. Одним из индикаторов построения социальных отношений в российском обществе становится важный регулятор поведения личности - профессиональная культура, которая включает корпоративную культуру, этику, нормы, ценностные ориентации. Согласно исследованиям, за последние десять лет качество и значимость профессиональной культуры в России подверглись значительным изменениям, связанным и с общемировыми тенденциями, и с проходящими в стране государственными и экономическими реформами [6,с.12]. Рассмотрим этот процесс более детально.

Для современного общества характерно новое социальное состояние, основанное не на взаимодействии групп людей с различными экономическими интересами, а на поведении мотивирован­ных личностей, для управления которыми традиционные методы авторитарного и экономического воздействия не эффек­тивны. Основные отличия между экономическим и постэкономиче­ским состоянием общества определяются прежде всего переходом к постматериалистической мотивации.

Происходит распад классической социальной структуры, традиционно находящейся под пристальным вниманием социологов, — на множество индивидуаль­ных и групповых жизненных программ, нестандартных и подвергающихся постоянной корректировке, возникают от­крытые для "входа" и "выхода" все новые и новые социокультурные микрообщности. Исследователи говорят о плюрализации жизненных и культурных стилей [2]. При этом возрастает значимость субъективных параметров восприятия критериев положения в стратификационной структуре общества (уровень доходов, высо­та статусов, качество жилья и образования и т.п.). Это связано с изменениями ценностей, а также поиском новых поведенческих стратегий.

Условием социальной стратификации групп населения, относящихся к средним слоям, в том числе публичных служащих, является из­менение ценностных ориентиров человека, преобладание стремления личности к развитию внутреннего потенциала.

Особенностью современной эпохи стало отсутствие прямой зависимости между благосостоянием и восприимчивостью человека к такой системе мотивации. Однако повышение материального уровня жизни создает скорее потенциальные, а не реальные предпосылки для ста­новления новой мотивационной системы.

Несмотря на то, что нормативно-ценностные системы массового сознания обладают высокой степенью устойчивости, исторической инерционностью, порождая проблему дли­тельного сосуществования разнородных систем как в духовной, так и в реальной социальной структуре общества, важнейшей становится проблема изменений мотивационной системы как существенной части качественной структуры функционирования общества.

Человек или социальная группа проходят процесс обновления социальных связей, по-новому идентифицируют себя в социальном пространстве, что определяет отношение личности к себе, вклю­ченной в различные социальные общности.

Личностная культура в жизненном процессе глобального общества подвергается изменениям вторичной социализации личности с каждым новым выбором, корректирующим жизненную программу. Культурные идентификации личности и самоидентификации внутри социальной группы определяются не только свободой выбора, но прежде всего отражают объективные реалии общества, его рынка труда, экономическую конкуренцию, качество образования, политико-правовые и информационные ограничения. В современном обществе снижаются социальные барьеры и преодолеваются многие социальные препятствия, доступнее стала горизонтальная и вертикальная мобильность, но в целом такого рода ограничения не могут игнорироваться.

Изменения совре­менной социальной структуры в России происходит результате наложения структур нескольких эпох одной на другую, их взаимодействия и противостояния, как внешнего, отражающегося в политических процессах, так и внутреннего, ценностного-нормативного.

Процессы глобализации и локализации влекут за собой новые специфические социокультурные особенности всего российского общества, что осуществляется в конкретных общественных условиях. Необходи­мо выявить новую специфику ценностей и мотивов, определить социальные нормы различных групп, охарактеризовать тенденции в поведении людей.

Конфликт диспозиций и форма выражения в развитии полярности в материальной культуре: с одной стороны, популярность массовой культуры, с другой стороны, увеличение претензий к элитарной культуре, разрыв между которыми все больше обретает характер глубоких социальных различий, ибо идентифицируется с образом, стилем и характером жизни различных социальных слоев, классов.

Массовое общество, все более вбирая ценности среднего класса, изменяет форму, в которой существует сегодня, с помощью информационно-коммуникативных технологий, воздействие и социальный контроль становится все более мягким, предоставляя больше свободы и избегая прямого насилия.

Мировая система массовых коммуникаций выступает мощным фактором снижения культурных различий не только в России, мы столкнулись с ней позже стран запада, и вопросы изменения ценностной идентичности для России особенно заметны и актуальны.

Мозаичность и многовариантность сочетания старых и новых, порой новейших образов в ценностных ориентациях населения современной России усиливается тем, что преимущества информационно-коммуникационных технологий, включая современные потребительские и куль­турно-образовательные стандарты, стали причиной продолжающегося цифрового неравенства[5]. Для значительной части населения электронные коммуникации и сервисы малодоступны и непривычны, хотя за последние 7 лет доля такого населения уменьшилась наполовину [4].

Изменения массового сознания, ценностной идентификации общества в России происходил тем же путем, что и на Западе. Однако этот процесс, начавшийся значительно позже и происходящий более бурно, в России имел некоторые особенности. Значительно опаздывает создание эффективно действующих институтов гражданского общества, призванных смягчить и сделать правомерным переход от индустриального общества к постиндустриальному, в том числе в социальной жизни и сознании людей. Учитывая глубину противоречий между разноплановыми структурами общественного сознания, ценностными и мотивационными системами, данный процесс имеет огромное значение в построении современного общества в России.

И. М. Модель рассматривал профессиональную культуру как часть культуры, направленную на обеспечение функционирования трудовой деятельности в эпоху разделения общественного труда. Поэтому ее можно рассматривать как категорию (систему показателей), которая характеризует качество владения профессиональной группой определенным видом трудовой деятельности. Если рассматривать профессиональную культуру как систему показателей, то среди них будут прежде всего показатели профессионализма: специфические, свойственные профессии знания (теоретические и прикладные), определенный склад ума, самосознание и мировоззрение, как показатель адаптированности к профессии. Единство самосознания является важнейшей частью профессиональной культуры для определенной социальной группы, особенно это важно в такой образовательно неоднородной среде, как государственная и муниципальная служба. Можно сказать, что для этой профессиональной группы характерен синтез нескольких исходных профессиональных культур.

Возможность формирования профессионального самосознания основана на готовности к осуществлению профессиональной деятельности, то есть наличии соответствующей мотивации и специфических ценностей, норм, профессиональных отношений, регулирующих профессиональное поведение. Мотивационная и лежащая в ее основе ценностная система является производной от ценностей общества в целом, и включает: признание, достижения, ответственность, развитие личности, содержание труда. Не менее важны гарантии занятости, условия труда, уровень его оплаты, характер отношений в коллективе и с руководителем и т. п.

В настоящее время в российском обществе некоторыми исследователями совершенно справедливо выделяются признаки трех социокультурных слоев: традиционный, массовый индустриальный и постиндустриальный. Новейшие тенденции глобализации постепенно усиливают новые, постиндустриальные стереотипы, растет их число, но и увеличивается пропасть с советскими и массовыми индустриальными признаками культуры, сосуществующими сегодня [1]. Это значительно усложняет общественные отношения и социальную структуру, приводит к социокультурным конфликтам [3]. Процессы развития, их динамика и конкретное содержание зависят от того, насколько будут разрешены проблемы развития институтов и отношений гражданского общества и открытости публичной власти, насколько успешно будут распространяться прогрессивные технологии, стереотипы новой, постиндустриальной эпохи. Значительную роль в этом процессе играет изменение ценностно-мотивационной структуры и, как следствие, профессиональной культуры отдельных социальных групп и слоев.


Список литературы:

  1. Бабинцев В.П., Тарабаева В.Б.Ценности жителей Белгородской области как приграничного региона России// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. -2014. - № 28 (180). - С. 37-43.

  2. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Гражданское общество: новая этика. - Тюмень: НИИ ПЭ, 2003.

  3. Власов А. А.Подосинников Е. Ю. Повышение эффективности взаимодействия государственных региональных органов управления и СМИ в избирательном процессе: региональная специфика (на примере Курской области)//Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. -2015. -№ 2 (5). -С. 89-92.  

  4. Куриленко Е. Н. Проблемы регуляции профессионального поведения гражданских служащих в условиях внедрения электронных услуг //Экономика, Социология и Право - 2010.- № 12. - С. 126-128.

  5. Куриленко Е. Н., Кандахчян Ю. А. Идентификация государственных служащих в условиях административной реформы//Образование и общество.- 2006.- № 4. - С. 19-21.

  6. Пясецкая Е.Н. Профессиональная культура государственных и муниципальных служащих: современные тенденции изменений // Электронный научный журнал Социология и политология.- 2014. Вып. 2 (8). - С. 11-15. [Электрo‭нный реcурc] URL:  http://www.sociology-and-political-science. ingnpublishing (дата обращения: 23.12.2015)



5


Ссылки



(c) 2016 Елена Николаевна Пясецкая, Юрий Анатольевич Шалагинов