УДК 351/354

Солодилова Eкатерина Oлеговна, студентка направления государственное и муниципальное управление, Курский государственный университет

e-mail: solodilovaekaterina@yandex.ru


ВНЕДРЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СИСТЕМУ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ХОДЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ


Аннотация: в статье поднимается вопрос внедрения менеджмента качества в систему российского государственного управления в ходе административной реформы. Рассматриваются основные условия успешности качественного реформирования системы управления, в том числе на местном уровне.

Ключевые слова: государственное управление, публичный менеджмент, менеджмент качества


Solodilova Ekaterina Olegovna, student directions state and municipal management, Kursk State University

e-mail: solodilovaekaterina@yandex.ru


THE INTRODUCTION OF A QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF THE RUSSIAN GOVERNMENT IN THE COURSE OF ADMINISTRATIVE REFORM


Summary: the article raises the question of the introduction of quality management system of the Russian government in the course of administrative reform. The main conditions of success of a quality management system reform, including at the local level.

Keywords: public administration, public management, quality management.


В условиях глобальной конкуренции и затянувшихся мировых экономических и социальных потрясений, вопросы преобразования качества государственных функций и услуг в системе государственных органов исполнительной власти становится на первый план.

Главной причиной современного административного реформирования, которое проводилось в Западных странах с конца XX века до настоящего момента, было понимание базовой неэффективности традиционных административных механизмов государственного управления. Стало понятно, что продолжать совершенствование государственных функций за счет увеличения социальных расходов и налогов неэффективно.

Базой для новых реформ стала концепция нового публичного менеджмента, которая предполагала переход к рыночно – ориентированному государственному управлению. Данная концепция, стремясь повысить стимулирование эффективности государственного сектора, подразумевает внедрение внутренних аудитов, анализа со стороны руководства, налаживание обратной связи с потребителями, управление и оценка по результатам, то есть применение менеджмента качества, главным постулатом которого является достижение качества на каждом этапе производственного процесса [Павроз 2011:92-96].

Применение принципов менеджмента качества предполагает переход на процессную модель управления, в которой всякая деятельность или организация анализируются как совокупность взаимосвязанных процессов по преобразованию ресурсов в продукт. При этом управлению подлежат отдельные процессы на соответствие качественным характеристикам продукта и достижения конечного результата. Менеджмент качества обладает динамическим характером, который стремится к постоянному улучшению качества получаемого продукта, благодаря поиску новых вариантов совершенствования процессов деятельности.

В коммерческом секторе благодаря применению менеджмента качества в значительной степени произошло увеличение производительности, что говорит о неизбежности изменения в условиях кризиса традиционных стратегий и механизмов государственного управления, актуализации вопроса о перемещении технологий управления качеством в практику государственного администрирования. Внедрение данных технологий в государственный сектор требует кардинального изменения всей системы государственного управления [Зинченко 1996: 163].

Современный подход к административному управлению требует формирования структур правительства таким образом, чтобы ответственность, подотчетность, полномочия, структура органов напрямую определялась особенностью выполняемых функций. При их четком определении и полной регламентации административных процессов, по мнению авторитетных исследователей, возможно введение системы менеджмента качества в практику управления государственными структурами. При этом должен быть установлен жесткий набор задач для всех уровней управления: организации, подразделения и рядового сотрудника, где все обязанности за принятие решения переходит на уровень, который занимается процессом его реализации [Яковлев 2014:113-117]. Регулярно проводится наблюдение качества работы руководителей, подразделения и всей организации в режиме мониторинга.

Внедрение этой системы, разработка соответствующих индикаторов качества деятельности органов власти всех уровней требуют больших усилий и политической воли. Однако этот процесс сейчас внедряется с разной степенью успеха в том числе и на муниципальном уровне, данный процесс анализируется группой исследователей в Курской области [Борщик, Волобуев 2015: 42-45]

Вопрос заключается не во внедрении принципов менеджмента качества в деятельность отдельных организаций, а во всю систему государственного управления. Это обусловлено тем, что менеджмент качества, в силу принадлежащих этому подходу свойств, может стать продуктивной системообразующей основой для проведения стратегических преобразований, соединив большое количество действий в одну единую систему, которая будет работать на общий результат - повышение функциональных способностей государства.

В заключении необходимо отметить, что принципы менеджмента качества имеют универсальный характер, и их применение в государственном секторе содействует ощутимому повышению эффективности публичного управления.


Спи‪co‭к литературы:


  1. Борщик Н.Д., Волобуев С.Н., Подосинников Е.Ю., Пясецкая Е.Н. Эволюция систем управления городами Курского края в условиях постсоветской социально-экономической трансформации // Экономические науки. 2015. №6. С.42-45.

  2. Зинченко Г. П. От администрирования к менеджменту (Опыт реформирования государственной службы в Великобритании) // Полис. Политические исследования. 1996. № 1. С. 163

  3. Павроз А.В. Менеджмент качества как парадигма реформирования государственного управления // Социум и власть 2011г. №4 - С. 92-96.

  4. Яковлев М.М. Обеспечение качества работы в организациях государственной службы// инновации и менеджмент 2014. № 1 -С. 113-117.



Ссылки



(c) 2015 Eкатерина Олеговна Солодилова