УДК 332.025.12
Коваленко Михаил Васильевич, магистрант направления государственное и муниципальное управление, Курский государственный университет
e-mail: micmi@yandex.ru
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРНАГОВ ВЛАСТИ И ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ.
Аннотация: в статье рассматриваются правовые аспекты взаимодействие федеральных и региональных властей при реализации национальных проектов. В частности раскрывается понятие коммуникативных связей в структуре власти. Затрагиваются актуальные вопросы взаимодействия органов власти на современном этапе развития.
Ключевые слова: проблемы взаимодействия, федеральные и региональные власти, коммуникативные связи.
Kovalenko Mikhail Vasilievich, undergraduate areas of state and municipal administration, Kursk State University
e-mail: micmi@yandex.ru
PROBLEMS OF INTERACTION BETWEEN THE FEDERAL AUTHORITIES AND AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN IMPLEMENTING THE NATIONAL PROJECTS.
Abstract: The article considers the legal aspects of the interaction of federal and regional authorities in the implementation of national projects. Specifically disclosed the concept of communication links in the power structure. It touches upon the topical issues of interaction between authorities at the present stage of development.
Keywords: problems of interaction between federal and regional authorities, communication links.
В процессе развития поддержки и субсидирования национальных программ Российской Федерации правовая основа строится на всех уровнях власти в том числе на региональном, и муниципальном, данный факт закреплен в Российских законах. На основе этого заключаются договора о назначении и распределение бюджетов, которые регламентируют полномочия между регионами (субъектами) РФ и центром.
Уже более 15 лет в России финансовая помощь из центрального бюджета бюджета распределяется субъектам РФ через пять фондов:
1) фонд финансово-экономической поддержки субъектов РФ;
2) фонд компенсаций бюджетных затрат субъектов РФ;
3) фонд софинансирования расходов на социальную поддержку населения субъектов РФ;
5) фонд развития субъектов РФ;
6) фонд реформирования финансов субъектов РФ
В связи с большим объемом как фондов так и субъектов РФ, которым необходимы, как бюджетные вливания, так и рефинансирования ряда национальных программ и ряда региональных программ необходимо разработать ряд законов федеральным, региональным и муниципальным властям.
Поэтому и расходы на федеральную поддержку национальных проектов субсидируются совместно с регионами РФ, за счет средств центрального бюджета России, муниципальных образований и бюджетов субъектов РФ и. Муниципальная и Региональная правовая координация государственного субсидирования нацпроектов весьма внушительна, ввиду того, что ФЗ от 6 октября 1999 года (ред. от 30 декабря 2015 года) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (п. 2 ст. 26.3) решение вопросов поддержки федеральных проектов относится так же и к компетенции органов государственной власти субъекта РФ и муниципальным органам власти, по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации. По данному вопросу субъекты Российской Федерации имеют право издавать, принимать законы, другие нормативные правовые акты, в том числе местные региональные программы, вне зависимости от наличия в федеральных законах данных, устанавливающих указанное право (п. 3.1. ст. 26.3) [1].
Финансово-экономические отношения между органами федеральной власти, властями Субъектов РФ, и муниципальными органами власти связывают воедино систему бюджетирования России, но и обеспечивают ее устойчивую и надежную деятельность за счет достижения для всех субъектов уровня бюджетной ответственности. Поэтому вопросам организации межбюджетных отношений уделяется весьма значительное внимание юристов и экономистов всего мира [3, 4, 5].
Основные изменения экономических и финансовых взаимоотношений бюджетов всех уровней произошли начиная с двухтысячных годов. В настоящее время они строятся на основе понятий:
1) бюджетного центрального распределения;
2) бюджетной строгости в выполнении обязательств;
3) понятности и устойчивости в размещении финансовых потоков.
Упорядочению финансово-экономических отношений бюджетов всех уровней по вопросам деятельности государственной поддержки национальных проектов способствовало Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2005 г. № 190 «Об установлении условий и критериев определения размера субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления государственной поддержки и правил их предоставления» [2].
В соответствии с действующими законами РФ, законодательными актами выделение субсидий происходит следующим образом. Субсидии из федерального бюджета выделяться бюджетам регионов на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого министерствами РФ с органом, уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ на его освоение. Выступая административным управленцем федерального бюджета и руководствуясь правилами и законами и подзаконными актами предоставления субсидий, министерства Российской Федерации осуществляют финансирование мероприятий по поддержке отдельных видов производства в пределах установленных региону лимитов средств. Помимо этого, федеральными властями механизм поддержки понятен и узаконен не полностью, а именно, в отношении которые возникают в процессе регулирования способа предоставления субсидий и льгот из федерального бюджета бюджетам регионов России.
Непосредственное же доведение, распределение и контроль бюджетных средств до конечных целей передано на управление региональным и муниципальным органам власти, что говорит нам об отсутствии единого подхода к данной проблеме, а также неэффективности его правового регулирования.
Ввиду чего получатели субсидий не всегда в полном объеме получают причитающиеся им средства и поддержку.
В этой связи необходимо закрепить и узаконить порядок предоставления субсидий в соответствующем постановлении Правительства Российской Федерации, в котором должны быть чётко прописаны категории лиц, имеющих право на получение государственной поддержки, а также полный и понятный список оснований отказа в предоставлении такой поддержке, чтобы в случае необоснованного отказа получатель данной помощи смог осуществить защиту своих прав в соответствующих органах.
Таким образом улучшение конструкции взаимосвязи государственной власти и региональными властями, выступает главной в практике по повышению результативности государственного управления [6].
В Программах поддержки регионов РФ должны быть чётко отлажены и проинспектированы проблемы долгосрочности закреплённых в ней мер федеральной поддержки всех проектов, а также определено финансирование по каждому из вышеуказанных подпунктов:
1) федеральная бюджетная помощь;
2) поддержка из регионального бюджета;
3) муниципальный бюджет;
На данном этапе должна быть закреплена 3-х уровненная система помощи с назначением конкретных объёмов выделения из областного бюджета финансовых средств на определенные направления поддержки с делением по срокам и регионам в том числе Курской области [7].
Вышеизложенные проблемы характеризуются не столько Курской областью в частности, сколько характерной проблемой всех регионов Российской Федерации.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 года) «Об общих принципах организации законoдательных (представительных) и исполнительных органов гoсударственной власти регионов Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
2. Постановление Правительства РФ от 06.04.2005 № 190 «Об установлении условий и критериев опрeделения размера субсидий, предoставляемых из федeрального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления государственной поддержки и правил их предoставления» // СЗ РФ. – 2005. – № 15. – Cт. 1252.
3. Игудин А.Г. Некoторые проблемы рефoрмирования межбюджетных отношений// Финансы. – 2003. – № 3. – C.8-11.
4. Ниязмeтов А.К. Тенденция рaзвития межбюджетных отнoшений в Российской Федерации// Финaнсы и кредит. – 2009. – № 11. – C. 36-39
5. Евсeeнкова З. Межбюджетные отнoшения в Российской Федерации в 2009-2011 гг. // Бюджeт
6. Глeба О. В. Проблемы взaимодействия фeдеральных и региональных оргaнов влaсти по вопросам госудaрственной поддержки. // Вопросы современной юриспрeдeнции. – 2014. – № 34. – C.2
7. Духновская З.А. Проблемы взаимодействия органов фeдеральных оргaнов исполнительной влaсти и органов испoлнительной власти субъектов федерации // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vzaimodeystviya-organov-federalnyh-organov-ispolnitelnoy-vlasti-i-organov-ispolnitelnoy-vlasti-subektov-federatsii-v-rossii-i
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2016 Михаил Васильевич Коваленко